Встреча «Молодым везде у нас дорога?» прошла 27 июля. В центре дискуссии — фильм «Восемь сцен из жизни Насти Соколовой», рассказывающий реальную историю московской выпускницы, которая никак не может найти работу по специальности и потому работает то телефонным оператором, то администратором борделя. Авторы фильма — режиссеры Владлена Санду и Алина Котова. В 2018 году фильм получил приз кинофестиваля «Дух огня» за лучший короткометражный дебют.
В киноклубе обсудили, какими путями сегодня приходится идти вчерашним студентам, насколько открыт рынок труда для молодых специалистов и что делать, если не получается найти работу.
«Мы попросили Настю рассказать ее истории на диктофон, потом выбрали восемь картин, которые показались нам наиболее интересными. Нам показалось, что острота темы заключается в неособенности героини: это среднестатистический случай, абсолютно понятный и реальный», — рассказала Алина Котова.
По мнению руководителя отдела среднего профессионального образования Национального фонда подготовки кадров Глеба Сафонова, специалисты сферы образования уже давно обсуждают, имеет ли значение уровень образования при выходе человека на рынок труда. С одной стороны, часто говорят о том, что обществу не нужно столько людей с высшим образованием, с другой – почти каждый стремится поступить в вуз, чтобы как минимум у него «была корочка». Хотя можно пойти и другим путем: пойти в среднее специальное учебное заведение и получить «рабочую» специальность.
Время функционеров
«Проблема сейчас в том, какую функцию выполняет учебное заведение: социальную (просто дать образование) либо функцию трамплина в профессиональную жизнь», — отметил Сафонов.
В настоящее время, по мнению режиссера Котовой, от сотрудника часто требуется только то, чтобы он выполнял исключительно какие-то технические функции: делал звонки, отправлял бумаги. «Возможность мыслить, говорить, быть образованным человеком будут востребованы в будущем», — считает Алина.
Сейчас обществу требуются определенные функционеры: социально-экономическая система государства устроена так, что в наш век ускоренного принятия решений все должно постоянно работать, крутиться, не давая никакого сбоя. Поэтому на рынок труда должна выходить конкретная единица с конкретным набором компетенций, умеющая выполнять конкретные функции.
Слишком высокая квалификация
Еще одна проблема современного трудоустройства молодежи, по словам экспертов, связана со слишком высокой квалификацией выпускников. Это явление часто определяется английским словом overcvalificated.
В качестве примера Сафонов привел чемпионат по профессиональному мастерству WordSkills – это своего рода олимпиада для студентов технических специальностей. В средних специальных учебных заведениях внедряются достаточно высокие стандарты обучения, и часто выпускники имеют действительно высокую квалификацию, с которой им, как бы ни парадоксально это ни звучало, сложно найти работу.
«Я общался с руководителями разных крупных холдингов, и один сказал по поводу чемпионата: «Вы готовите таких суперменов, куда я его трудоустраивать буду?» — рассказал Сафонов.
Творческие и технические
Представителям творческих специальностей зачастую сложнее найти работу, отмечают эксперты. Возможно, это связано с высокой конкуренцией и с тем, что оценить профессионализм человека творческой специальности сложнее – для этого требуется время и определенные условия. Проверить навыки и знания человека технической специальности можно быстрее. В большинстве отраслей, уверен Сафонов, нужны специалисты высокого уровня.
«Машинист метро должен иметь высокую квалификацию, потому что он отвечает за жизни людей. В искусстве, безусловно, должны быть специалисты «верхнего уровня» — создатели, — но также должны быть специалисты второго уровня — люди, которые обеспечивают создание продукта. В создании кино, например, нужны гримеры, костюмеры, осветители», — отметил Сафонов.
Эксперты отмечают: с проблемой трудоустройства сталкиваются не только выпускники, но и более взрослые люди, которые по каким-то причинам находятся в поиске работы. Один из способов стать желанным для многих организаций профессионалом — постоянно развиваться и, главное, точно знать, чего ты хочешь. Также стоит собирать вокруг себя интересных людей, общение с которыми приносит удовольствие и пользу.
«Если вокруг тебя происходит движуха, ты развиваешься и в профессиональном плане, и в личностном», — уверен Сафонов.
В 2019 году сериал Владлены Санду «Идентификация» о жизни нелегальных киргизских мигрантов стал вторым российским фильмом за 10 лет (после «Обычной женщины» Бориса Хлебникова), который вошел в основную программу фестиваля Series Mania во французском Лилле.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.