Набор вызовов
Новая школа отнеслась к сложившейся ситуации как к набору вызовов. Сможем ли мы в ситуации стремительно меняющегося мира максимально быстро освоить новые технологии (life-long-learning)? Сможем ли не потерять темп и не сбить ритм обучения школьников? Сможем ли максимально ясно транслировать свою позицию родителям и детям? В подобных ситуациях важно играть в одной команде и поддерживать друг друга… Сумеем ли подготовить такие материалы, которыми можно делиться не только со своими коллегами, но и в других школах?
Важно было выступить по всем этим фронтам одновременно: решение о переходе на дистанционное обучение приняли в пятницу, а в понедельник уже от нас будут ждать заданий, помощи и ответов на вопросы.
Новая школа — частная школа, созданная в Москве Благотворительным фондом содействия образования «Дар» в 2017 году. Это образовательное пространство, в котором есть все условия для того, чтобы дети учились самостоятельно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность, ставить цели, анализировать полученный опыт и планировать индивидуальную траекторию развития. Развивать эти качества помогает в том числе тьюторская служба.
Подготовка
Коллеги, у которых за плечами был различный опыт использования технологий онлайн-обучения, обозначили технические и содержательные возможности, поделились ссылками на удобные базы с учебными материалами и предложили свою помощь в освоении необходимых программ. Например, уже на воскресенье была назначена онлайн-встреча кафедры математики — тренировали навыки работы в zoom и с онлайн-досками.
При всем многообразии возможностей было важно не перегрузить детей технологиями. Договорились в качестве базового агрегатора заданий использовать нашу IT-систему (именно туда обычно и выкладываются задания). Приняли решение сохранить обычную сетку расписания, особое внимание уделив частоте и продолжительности тех уроков, которые будут проводиться онлайн (face-to-face). В качестве основного канала информации для всех участников использовали корпоративную почту.
Изначально задача непременно вести уроки онлайн перед всеми учителями не ставилась — предлагали учитывать специфику предметов и возможность самостоятельного выполнения работ в удобное для учеников время с четко обозначенными дедлайнами и системой оценивания.
Внедренные агенты
Из-за новой организации учебного процесса значительно изменилась роль кураторов и и тьюторов. Они должны были донести до каждого класса максимально подробную информацию о заданиях, форматах работы, необходимых приложениях, помочь ученикам научиться распределять время и контролировать нагрузку. Кураторы начали собирать все задания. Тьюторы внедрились в каждую учебную группу и класс в качестве учеников, чтобы помочь учителям оценить, ясны ли задания и достаточно ли времени отводится на их выполнение.
#удалёНуШка
На время карантина создана неофициальная страница Новой школы в Instagram. К модерации сразу привлекли учеников и родителей. Утренние разминки с учителями, чтение книг на ночь, включения из школы, онлайн-активности книжного фестиваля (который как раз на этой неделе должен был состоятся), шутки и песни, мемы и еще много теплого и поддерживающего — #удалёНуШка моментально сформировала отношение к карантину не как к напасти и бедствию, а как ко времени новых возможностей.
Трудности «удалёнки»
Обратная связь от тьюторов показала, что онлайн-уроки забирают значительно больше сил, чем обычные. Выдержать подряд четыре встречи с одноклассниками и учителем многим оказалось очень непросто. Возможно, онлайн-формат требует большей концентрации и большей продолжительности перерывов.
Стало понятно, что нужно многократно проговаривать структуру курса на ближайшее время — это помогает сконцентрировать внимание на важном. Что нужна стартовая тренировка для освоения возможностей онлайн-платформ — ее может провести и школьник: некоторые разбираются в этом прекрасно. Что требуются динамические паузы во время или между занятиями. Дети дома значительно меньше двигаются, и наша кафедра спорта записала и регулярно высылает ученикам и их родителям специальные ролики с разминками, тренировками и полезными упражнениями.
Оказалось, у детей возникают трудности при работе с большими форматами (сочинения и эссе). И есть проблема нечетко сформулированного задания: в дистанционном формате теряются ряд каналов информирования и обратной связи, и то, что очевидно в офлайне, сейчас стоит проговаривать/прописывать дополнительно.
Технические возможности
На сегодняшний день наиболее популярной комбинацией средств является zoom или google.meet (организация диалога) + onenote или miro (задания + решение). Исследуем возможности для интеграции Google Classroom в нашу IT-систему, отправили запросы на корпоративное использование в несколько сервисов (ixl.com, zoom и пр.). Некоторые преподаватели зарегистрировали свои классы в онлайн-школе «Фоксфорд» — там точно можно подобрать адекватные по сложности и стилю оформления задания.
Проблемы и успехи
Понятно, что есть проблемы технического характера — зависает, не грузится, некорректно отображается. Что дети не успели забрать из школы учебники, а в тех местах, где они находятся, не у всех есть циркуль, ноутбук или необходимые книги. Что готовиться к онлайн-урокам необходимо намного дольше обычного…
Но на третий день занятий у школьников уже появились инициативы присоединяться к урокам в других классах, у учителей стало получаться укладываться во время и исследовать новые платформы (так как не получается сделать все, что хочется). У нас получается онлайн смотреть вместе фильмы и заниматься йогой, а родители в соцсетях пишут слова благодарности за поддержку, человеческое отношение и собственное развитие как в области технологий, так и в области школьной программы.
И главное, страшно представить, с какой радостью мы все бросимся обниматься, когда увидим друг друга в реальности!
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.