Сотрудники полиции и медицинские работники 12 мая принудительно доставили якутского шамана Александра Габышева в обсерватор Якутского психиатрического диспансера. Об этом АСИ рассказал юрист организации «Правозащита Открытки» Алексей Прянишников, который оказывает Габышеву юридическую помощь.
«Вывели из дома в наручниках, в согнутом положении, без обуви»
«Последний раз мы общались с Габышевым меньше суток назад, перед этим штурмом. С тех пор связи с ним нет, телефон наглухо отключен с момента задержания», — рассказал Прянишников АСИ.
По словам юриста, к дому Габышева приехали сотрудники правоохранительных органов и медицинские работники, которые в третий раз предложили ему сдать тест на коронавирус. Габышев отказался, и медработники уехали, сказав: «Нам здесь делать больше нечего». Аналогичные приезды домой к Александру уже случались 6-го и 8-го мая.
«У нас тогда сразу было подозрение, что его будут пытаться изолировать. Не могут изолировать через уголовное дело – значит, действуют таким образом», — отметил юрист.
Александр Габышев находится в статусе подозреваемого по уголовному делу о призывах к экстремизму. Расследование приостановлено из-за режима самоизоляции, обвинение Габышеву до сих пор не предъявлено, мера пресечения не избрана (Габышев находился под подпиской о невыезде до октября 2019 года. – Прим. ред.).
После того, как Габышев 12 мая отказался сдавать тест, приехали другие медработники – по всей видимости, из психоневрологического диспансера, и в сопровождении спецподразделения провели штурм дома, рассказывает юрист. Габышева вывели в наручниках, в согнутом положении, без обуви.
«Оснований помещать его в обсерватор не было. Габышев живет в частном доме, и за прилегающую территорию не выходил с января. Он соблюдал режим самоизоляции и ни с кем посторонним не общался. У сестры Габышева и ее детей, которые живут с Габышевым, уже взяли тесты на коронавирус, но вчера результатов еще не было. К здоровью соседей сотрудники не проявляли такого пристального внимания.
Сейчас Габышева подвергают риску заражения, потому что в обсерваторе разные люди могут находиться [в том числе с коронавирусом]. Получается, человека умышленно загнали в такую ситуацию, что теперь две недели он должен пробыть в обсерваторе», — говорит Прянишников.
Связаться с кем-либо из руководства диспансера юристам не удалось. По телефону справочной Якутского психоневрологического диспансера мужчина, представившийся сотрудником справочной службы, на вопрос корреспондента АСИ о состоянии пациента Габышева ответил, что не уполномочен разглашать информацию о состоянии пациентов по телефону и, не дослушав, положил трубку.
Во время второго разговора он сказал, что сейчас «у нас все в самоизоляции, и главный врач не работает». Потом мужчина уточнил, что «главный врач, конечно, работает удаленно». На просьбу корреспондента дать телефон секретаря главного врача мужчина ответил, что «телефон рабочий, вы его занимаете» и повесил трубку.
«Тест – это был только повод, а медработников, которые берут тесты, использовали. Опасаюсь, что конечная цель – изолировать Габышева в психбольнице. Тогда все сильно осложняется, учитывая замкнутость этой системы», — говорит Прянишников.
Сейчас юристы готовят жалобы в прокуратуру на действия сотрудников полиции и медработников, которые поместили Габышева в обсерватор.
Как людей помещают в психиатрический стационар
В сентябре 2019 года шамана задержали во время его похода в Москву и отправили на психолого-психиатрическую экспертизу в этот же психиатрический диспансер, говорит Прянишников. Тогда силовики посредством давления получили добровольное согласие Габышева на госпитализацию.
Если речь идет о недобровольной госпитализации в психоневрологический стационар, это должно происходить по решению суда. Якутский суд пока не подтверждает поступления каких-либо исковых заявлений в отношении Габышева, отмечает юрист.
«Часто судебные заседания, на которых решается вопрос о госпитализации человека в психиатрический стационар, проводятся прямо в здании больницы. Могут не пригласить адвоката, хотя сотрудники органов в республике прекрасно знают имя адвоката Габышева: история нашумевшая. Об этом позоре знает уже вся Россия. Могут привести «назначенца» – адвоката, который просто будет кивать головой», — рассказывает Прянишников.
После положительного решения суда очень сложно достать человека из психиатрической больницы, подчеркивает юрист. «Мы всегда обжалуем решения о госпитализации в стационар, но дату апелляционного рассмотрения могут отодвинуть, и человек все это время будет находиться в больнице по не вступившему в силу решению суда», — говорит он.
Прянишников рассказывает, что в его практике есть дела, когда жалобу подавали в январе, а первое заседание было назначено на апрель, когда суды не работали [из-за карантина].
«По одному нашему делу апелляция в Мосгорсуде не рассмотрена с января – ее рассмотрят только 28 мая. Человек уже давно на свободе: я просто приехал и забрал его из психбольницы, потому что его перевели из одной в другую, а решение суда распространялось только на первую больницу», — говорит Прянишников.
В октябре Габышев заявлял о возобновлении похода в Москву, подчеркнув, что его акция носит исключительно мирный характер. 8 декабря Габышев отправился в путь вместе с двумя сторонниками. Спустя два дня его задержали на федеральной трассе в Якутии.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.