Недоверчивый город
Проблема отсутствия доверия появилась не сегодня и не вчера, рассказывает Валерия Терентьева, психолог, эксперт в развитии личности, команды, организации, территории.
«Еще более ста лет назад немецкий социолог Георг Зиммель писал о трех особенностях горожан. Первая из них — высокая интеллектуальность, которая нужна нам, чтобы защищаться от чрезмерного воздействия насыщенной городской жизни. Это и несколько деланное равнодушие, чтобы дистанцироваться, и замкнутость из-за недоверия к окружающим», — отмечает психолог.
В 2014 году появилось сообщество «Живые города», которое озаботилось поиском ответов на вопросы: как можно прийти к состоянию открытости и вернуть себе эмоции, чувства во взаимодействии с другими людьми? Именно эмоции и чувства ложатся в основу доверия и безопасности в обществе.
26 июня форум Живых городов устроил День доверия, чтобы разобраться, какие тренды сопровождают проблему доверия в обществе.
«Я», или житель города
Из общества потребления мы переходим в цивилизацию смыслов, уверена Евгения Громова, эксперт по ценностной диагностике и развитию людей, компаний, брендов и территорий.
«20 век — это век потребности, борьбы за ресурсы: если ты не схватишь, схватит другой. В это время мы очень долго откладывали мечту, говорили о развитии компетенций, старались развивать в себе то, что никак не связано с нашим «я». Сейчас совершенно другое время. И удивительным событием стала пандемия коронавируса, которая выдернула нас всех из обыденности и вынудила подумать о себе, о том, кто мы такие, что мы умеем делать, какой у нас есть потенциал», — говорит Громова.
По ее словам, первым шагом в доверии к другим становится доверие к себе и раскрытие своего собственного потенциала. Начинать нужно от внутренних ценностей, мечт, представления о будущем.
Однако люди очень по-разному идут к доверию, это зависит от их ценностей. У людей, главные ценности которых — любовь и свобода (их, по замечанию Громовой, называют трендсеттерами) — нет проблем с доверием к другим, потому что в первую очередь они сами доверяют себе. Проблемы возникают у так называемых консерваторов, чьи главные ценности — гармония и богатство: им труднее доверять другим из-за мыслей, что их гармонию или богатство может кто-то отнять. Сложность, по словам Громовой, в том, что именно консерваторов в мире больше: 50% консерваторов против 25% трендсеттеров.
«Вера в себя — это пусковой механизм раскрытия доверия к другим», — добавляет Громова.
Александр Чаусов, эксперт команды Фабрики мысли Живых городов, считает, что доверию и открытости мешает стремление к личной безопасности. По его словам, открыть сердце в мире, где никто не открывается, — большой личный вызов.
И тем не менее Чаусов замечает, что в обществе будущего будут востребованны люди «с тонкой душевной организацией».
«Сообщество будет организовываться вокруг или вместе с интеллектуалами, миссионерами, философами, художниками, людьми искусства. Почему? Потому что искусство — это тонкое усилие воли, которое ведет к озарению сознания. Это то, что будет сохранять наше движение в будущее. Поэтому сегодня состояние сепаратного интереса и ограниченности — уходящий тренд, который еще многие не осознают, как таковой. Будет расти и уже растет количество осознанных людей. Если сейчас сто процентов действий обусловлены безопасностью и, как следствие, недоверием, то вскоре у нас будет скачкообразный переход в новое состояние абсолютного доверия. И именно там мы обретем состояние взаимоуважения, любви, признания», — говорит Чаусов.
Среди трендов он также отмечает рост количества интеллектуальных волонтеров, людей, которые служат миру.
Неглупые медведи, или чего не хватает для культуры «мы»
«Мы живем в нестабильное время, непредсказуемость, постоянные перемены, не на что опереться. И вот роль обратной связи становится важна. Есть намерение, действие и результат. И обратная связь — это проверка, насколько результат соответствует намерению», — рассказывает Зоя Иванова, бизнес-тренер, модератор, профессиональный сертифицированный коуч.
Действия обратной связи показывает пример из лекции профессора психологии МГУ Валерия Петухова. Белый медведь выходит на охоту, видит тюленя, сидящего у полыньи, и ползет к нему, прикрыв черный нос лапой. Подползает ближе, прыгает и промахивается. Вот намерение — поймать тюленя, действие — прыжок, результат — промах.
«Вопрос, что в случаях, когда результат не соответствует намерению, делают люди? Люди говорят: медведь тупой, погода плохая, правительство не угодило, меня родители неправильно воспитали, я в этот день съел что-то не то и вообще не очень-то хотелось. Что делает медведь? Медведь себе не может позволить этой роскоши — глупости, он возвращается на то место, где он сидел и прыгает на то место, где до этого сидел тюлень, до тех пор, пока у него не начинает получаться. Люди делают все, чтобы не услышать обратную связь, потому что это очень болезненно», — говорит Иванова.
Однако именно обратная связь необходима, когда мы делаем что-то для других: нам нужно выяснить, то ли это, что они хотели. Иванова замечает, что в России существует антикультура обратной связи: это происходит из-за того, что вместо разбора ошибок мы привыкли к наказанию за них.
Поэтому, с одной стороны, быстрая и точная обратная связь — это условие выживания, с другой — люди боятся оценок и, как следствие, делегируют ответственность. С одной стороны, в обществе появляется запрос на зрелость и коммуникативные навыки, с другой — заметен рост нарциссизма, некритического восприятия информации и инфантилизма.
«Я вижу, что растет стремление людей объединяться в сообщества для развития своей территории, обмениваться знаниями, навыками, взаимной поддержкой. Параллельно вместе с этим реальность и ее неопределенность увеличивают угрозы инфантильности, беспомощности и нежелания брать ответственность за себя, за свои чувства, за свое дело, команду, за территорию. И из-за этого происходят ситуации, когда я в районе своего двора поддерживаю идеальную чистоту, а то, что за моим забором, остается свалкой», — говорит Дмитрий Пономарев, психотерапевт и лидер инициативы «Живые города».
По его мнению, менять ситуацию нужно с помощью доверительных коммуникаций.
«Доверие обязательно начинается с доверительной коммуникации, где мы выступаем как ценностные модераторы, как те люди, которые заботятся в нашем диалоге о том, чтобы другой человек раскрылся. Чтобы это произошло, нам нужно использовать направление по ценностям: помогать человеку на уровне бытового разговора сформулировать, что для него ценно и какие у него ценности. Когда мы находим общие ценности, у нас появляется база для доверительных коммуникаций», — объясняет Пономарев.
Дальше, по его словам, необходимо подтвердить, что у вас есть компетенции и желание вкладывать свои знания в другого человека. По его мнению, у «я», когда каждый сам за себя, нет перспективы, зато она есть у «мы», когда мы помогаем другим и вместе развиваемся.
Форум Живых городов продлится до 4 июля. Трансляции и записи дискуссий можно посмотреть здесь.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.