Коммуникационное агентство «КРОС» опубликовало 8 июля результаты традиционного «Национального индекса тревожностей» за II квартал 2020 года.
Исследование основано на анализе СМИ и социальных медиа, единица измерения тревоги и ее проникновения в СМИ и социальных сетях — медиаюнг (MJng). Фобии россиян оценивались по присутствию темы в медиапространстве (суммарная оценка) и индексу ее приживаемости (значимость для граждан).
Так, во II квартале 2020 года россиян беспокоила потеря заработка из-за кризиса, измененный образ жизни, в том числе угрозы второй волны COVID-19, самоизоляция и масочно-перчаточный режим, цифровое «рабство» и штрафы на нарушение карантина. Последние два страха вышли на первое место по индексу приживаемости. По тому же индексу наиболее значимыми оказались страхи, связанные с экологическими проблемами и голосованием по поправкам к Конституции РФ.
Так, страхи по поводу цифрового «рабства» касались работы приложения «Социальный мониторинг», утечек электронных данных, ошибочно выписанных штрафов. На формирование страхов, касающихся экологических проблем, по мнению исследователей, повлияла авария в Норильске.
«Конституционная» тревожность возникла сначала из-за самих поправок, которые активно обсуждались в I квартале года, потом, во втором, из-за процедуры голосования, в частности, электронного голосования.
«На старте обсуждения доминировали опасения, что наблюдателей не будет. Однако по мере приближения дня старта волеизъявления понимание процедуры и возможности наблюдения, а также сообщений о регистрации значительного числа независимых наблюдателей эта тревога сошла на нет», — отмечают в КРОС.
Среди «псевдофобий» тех поводов, которые широко тиражируются в СМИ, но не обсуждаются в социальных сетях, не выявили ни одного: по мнению исследователей, это связано с неизменной «коронавирусной» повесткой, которая присутствовала на протяжении всего II квартала года.
«Интересная особенность фобии потери работы и дохода – граждане не просто опасаются понести личные потери в зарплате и месте работы, они прониклись проблемами бизнеса. Фобия дополняется практически ультимативным требованием ослабить запреты и ограничения, которые мешают бизнесу работать в трудный период времени. Здесь личный опыт столкнулся с действительностью: доставку продуктов заказать можно, а табак нет; есть запреты на дистанционную продажу алкоголя, которые касаются крепких напитков и пива, при этом вино доставляют. Можно сказать, что неудобства, пережитые в период изоляции, формируют запрос на отказ от запретительного уклона во всем, что касается личных привычек и сферы жизни граждан», – прокомментировал директор по медиапроектам КРОС и автор исследования Петр Кирьян.
С подробным отчетом исследования можно ознакомиться здесь.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.