«25 августа в столице началась новая эпоха электротранспорта − по троллейбусным маршрутам поехали электробусы, — заявил Леонид Антонов, генеральный директор ГУП «Мосгортранс». — Решение постепенно отказываться от троллейбусного сообщения далось нам непросто, но мы понимаем – это шаг вперед. Будущее за инновационным электрическим транспортом. Когда-то точно так же популярную конку в столице сменил новый на тот момент вид транспорта – трамвай».
Сейчас в московском автопарке 450 электробусов, а к концу года их число увеличится до 600. Антонов также отметил, что Москва занимает первое место по количеству электроавтобусов среди европейских столиц.
Электробусы или все же автобусы?
Представители движения «Москвичи за троллейбус» подчеркивают, что в действительности электробусы поехали лишь по одному из шести троллейбусных маршрутов — М4. Причем маршрут М4 пришлось для этого укоротить — для электробуса он слишком велик, не хватает емкости аккумулятора. Остальные пять маршрутов обслуживаются автобусами (28, 59, 60, 64, 72).
Изношенная контактная сеть
Московские власти, планомерно ликвидировавшие троллейбусные маршруты в Москве на протяжении последних семи лет, объясняли это, в частности, тем, что троллейбусная контактная сеть изношена и требует больших вложений. Но несмотря на решение о замене троллейбусов электробусами эти вложения все-таки делались.
«Когда мы последние дни дорабатывали, на Электрозаводском мосту шел капитальный ремонт, и там за два дня до закрытия маршрута повесили абсолютно новую контактную сеть. Очень обидно и грустно. На всем проспекте Буденного переложили линию: все столбы новые, изоляторы, стрелки», — приводит слова водителя одного из последних московских троллейбусов «Мослента».
Теперь столице предстоит дорогостоящий демонтаж и утилизация троллейбусной инфраструктуры, подчеркивают сторонники движения «Москвичи за троллейбус».
Бывший бренд
В конце июля 2020 года группа депутатов Московской городской думы обратилась к мэру Москвы с письмом, в котором называет полный отказ от троллейбуса серьезной градостроительной ошибкой. «Московский троллейбус — бренд города и его «визитная карточка»… Троллейбус может стать символом Москвы, как двухэтажный автобус стал символом Лондона», — считают депутаты.
Они также подчеркивали, что современный троллейбус с увеличенным автономным ходом выгоднее и дешевле электробуса: он также может проходить длительные участки на автономном ходу, заряжается в движении и не требует дополнительного времени и мощностей на конечных станциях.
Цена вопроса
Электробус с ультрабыстрой зарядкой, работающий в Москве, — самый дорогой из всех существующих типов электробуса, отмечают представители движения «Москвичи за троллейбус». Стоимость машины составляет 33 млн рублей, одной зарядной станции — 20-30 минут на 50% заряда — 12 млн рублей за штуку. Электробус с долгой (ночной) зарядкой питается от батарей, заряжаемых несколько часов через кабель. Длительные простои для зарядки и высокая стоимость машин с очень емкими (более 100-200 Ампер*час) батареями делает их применение малоэффективным и дорогим, утверждают сторонники троллейбуса.
ГУП «Мосгортранс» обещает, что к 2024 году в Москве будет более 2600 электробусов.
Минусы электробусов
Сейчас по плану электробус едет 40 минут, а потом 30 минут стоит на подзарядке. Чтобы расписание не сбилось, понадобится больше машин: пока одни будут заряжаться, другие будут на маршруте.
Большие опасения связаны с тем, как электробусы переживут перепады температур и холодную зиму.
На московских электробусах установлены дизельные отопители батарей и салона. Автономный обогреватель Webasto Thermo 350 на 35 кВт потребляет примерно 4 л дизельного топлива в час. Применяемые к двигателям внутреннего сгорания правила по ограничению токсичности не распространяются на автономные обогреватели, и выхлоп у них очень грязный — на уровне Евро-0, отмечают экологи. Таким образом в зимнее время электробус уже гораздо сложнее считать экологически чистым видом городского транспорта.
Есть также вопросы по поводу утилизации аккумуляторных батарей электробусов.
Ретротроллейбусы в Москве
«В знак уважения к троллейбусу руководство города приняло решение оставить один троллейбусный маршрут в Москве навсегда – от Комсомольской площади до Новорязанской улицы», − сообщил Леонид Антонов. Речь идет об историческом маршруте от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где в июне 1937 года был открыт второй троллейбусный парк. Антонов пообещал, что скоро в этом районе откроется Музей транспорта Москвы, где можно будет увидеть троллейбусы разных лет.
Обкатка маршрута запланирована на сентябрь 2020 года, потом на нем постоянно будут ходить два ретротроллейбуса. Скорее всего это будут музейные ЗиУ-5 1961 года и ЗиУ-5Г 1966 года, сообщает «Коммерсант».
В организации «Москвичи за троллейбус» эту идею оценили скептически: «Музейный маршрут троллейбуса — пыль в глаза и повод сказать «да ведь мы же не закрывали троллейбус! Вот вам один маршрут!». Никаких работ по его запуску мы не наблюдаем, а сам музейный транспорт по своей сути не является частью транспортной системы мегаполиса», — пишут представители движения в группе «Спасти троллейбус» «ВКонтакте». Они призывают москвичей выражать свое несогласие с отказом от троллейбусов в Москве в письмах муниципальным депутатам и депутатам Мосгордумы.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.