Врачи обвинялись по статье 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». За коллег вступились представители медицинского сообщества, петицию в поддержку Поповой и Андреевой подписали более сотни волгоградских врачей.
«Суровый не столько приговор, сколько все судебное дело. Это не первый и далеко не последний случай материнской смертности, женщины умирали и будут умирать, и всегда рядом находятся врачи, — прокомментировал АСИ руководитель Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация врачей акушеров-гинекологов», доктор медицинских наук, профессор Волгоградского государственного медицинского университета Николай Жаркин. — Если за каждую смерть так будут наказывать врачей, просто некому будет лечить. То, что произошло, не вина врачей, а дело обстоятельств, клинический случай».
Врачи, которые оказывали помощь Елене Мачкалян, известны всему волгоградскому медицинскому сообществу как специалисты высокой квалификации. Один из них – Елена Попова — заслуженный врач России, была членом аттестационной комиссии, участвовала в присвоении квалификационных категорий врачам-гинекологам области.
«Это очень суровое наказание, и я боюсь, что это может плохо закончиться. В петиции, которую мы подписали, мы упоминаем как минимум два известных нам случая, когда врачи не выдерживали такого наказания», — добавил Николай Жаркин.
Елена Мачкалян поступила в Волжский перинатальный центр № 1 в январе 2017 года на 30-й неделе беременности с симптомами ОРВИ. После обследования врачи исключили отслойку плаценты и угрозу преждевременных родов, женщину перевели в больницу, где она лечилась до этого. На фоне высокой температуры у Мачкалян начались преждевременные роды, и ее снова направили в перинатальный центр. Ребенок погиб в утробе. При операции возникли осложнения, проявился синдром ДВС (несворачиваемость крови), из-за которого пациентка потеряла большое количество крови. Консилиум врачей пришел к заключению, что причиной такого развития ситуации стал аутоиммунный гепатит. Елена Мачкалян скончалась через девять дней в областной больнице.
Осужденные врачи настаивают на том, что не знают, зачем в патолого-анатомическом бюро после вскрытия тела Елены Мачкалян была заменена печень.
По этому факту было возбуждено отдельное уголовное дело, в результате 1 апреля этого года к 9 годам заключения суд приговорил главного патологоанатома Волгоградской области Вадима Колченко, ему было предъявлено обвинение во взятках и мошенничестве.
«Если бы не утеря этой печени, не было бы никаких мотивов предъявлять нам подобные обвинения, — сказала АСИ акушер-гинеколог Волжского перинатального центра № 1 Наталия Андреева, которая на тот момент исполняла обязанности заведующей отделением. — На каждый наш шаг в нашей ситуации были приказы Минздрава, комитета здравоохранения, клинические протоколы. Их нельзя было не исполнить, в противном случае нас бы судили за их неисполнение».
Защита будет настаивать на полном оправдании Поповой и Андреевой. В ближайшее время апелляция будет направлена в Судебную коллегию по уголовным делам Волгоградского областного суда. В частности, адвокат Павел Атрошенко будет требовать проведения экспертизы государственным учреждением.
В ходе следствия по делу было проведено четыре экспертизы и только одна – государственными экспертами, которые не нашли прямой связи между действиями врачей и смертью пациентки. Частные экспертизы, на основании которых был вынесен приговор, проводились, по мнению адвоката, незаконно.