Инициатива принадлежит правозащитнице Ольге Зуевой. Она предложила для детей с легкой умственной отсталостью считать возрастом совершеннолетия 20-21 год, а со средней и тяжелой – 23 года. По ее мнению, к этому времени «они более-менее социализируются и адаптируются».
По словам правозащитницы, сейчас такие дети часто становятся жертвами мошенников и лишаются накопленных социальных выплат. Причина в том, что в 18 лет они еще не готовы к самостоятельной жизни после многих лет в интернатных учреждениях.
Юрист РБОО «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор подтверждает, что проблема, которую обозначила правозащитница, имеет место, но решение должно быть другим.
Во-первых, общая тенденция в современном мире направлена на максимальное расширение самостоятельности и максимальный учет мнения детей и взрослых людей с психическими нарушениями, говорит Кантор.
«Вопрос способности человека отвечать за свои действия в нашей правовой системе решается индивидуально — и в сторону снижения возраста приобретения дееспособности, и в сторону ограничения людей в их гражданских правах. Для этого существуют разные механизмы. Надо стремиться в сторону улучшения работы судебной и социальной системы и индивидуализации подхода к людям, а не в сторону повального исключения целых категорий людей из гражданских правоотношений по мотиву «как бы чего не вышло», — подчеркнул юрист в беседе с корреспондентом АСИ.
Во-вторых, по мнению эксперта, есть проблема качества работы нашей системы организаций для детей-сирот. Решаться она должна путем развития навыков обращения с деньгами у детей, которые живут в таких организациях, воспитания в них ответственности и самостоятельности, чему сейчас не уделяется практически никакого внимания. С другой стороны — путем развития эффективной системы постинтернатного сопровождения.
«Мы должны стремиться к тому, чтобы с ребенком, живущим в интернате начиная с 14 лет, а то и раньше, понемногу обсуждали вопросы выписки из интерната, — уверен Павел Кантор. — На какие средства он будет существовать, где он будет жить, где он продолжит учебу, где он начнет работу, к кому он может обратиться за помощью и советом. Выход из интерната не должен быть прыжком в пропасть, он должен проходить постепенно и под контролем специалистов. Только так может быть решена проблема плохой социализации выпускников таких организаций».
Инициативу повышения возраста совершеннолетия для детей с умственными нарушениями включили в резолюцию, которую направят президенту Владимиру Путину, в Совет Федерации и в Правительство РФ.