Участники ежегодной конференции «Благотворительность на Урале: цифровизация сектора», которая прошла в Екатеринбурге 14 октября, обсудили новые форматы, возможности и эффективные инструменты развития сектора в условиях пандемии.
Организаторы — аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» — представили итоги второго исследования, посвященного состоянию некоммерческого сектора и корпоративной благотворительности в период пандемии COVID-19. Год назад исследователи констатировали, что многим фондам и компаниям пришлось приостановить традиционные программы. Один из главных выводов прошлого года: в некоммерческий сектор пришло больше средств, увеличилось количество волонтеров, в работу благотворительных организаций активно включился малый и средний бизнес, неизбежно запустились процессы цифровой трансформации, связанные с переходом работы в онлайн-формат. Диджитализация фандрайзинговой деятельности — один из ключевых векторов, где хорошим примером могут служить платформы волонтерского фандрайзинга.
Исследование 2021 года подтвердило, что системная благотворительность не вернулась на доковидный уровень и сектор продолжает ориентироваться на адресную помощь, сохраняется высокий уровень нагрузки на НКО и волонтеров. Цифровизация продолжает затрагивать многие аспекты сектора, но при этом выявляются зоны цифрового неравенства, где в силу разных причин технологии недоступны для подопечных НКО или фондов, поэтому личный контакт остается единственным способом оказания помощи.
Те же тенденции подтверждали и уточняли на конференции и приглашенные спикеры. Так, директор благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Мария Черток рассказала о результатах собственного исследования. Сотрудникам НКО задавался вопрос «Как изменилась ваша организация в результате пандемии?». 77% опрошенных отметили, что благодаря опыту, полученному в первый год пандемии, их готовность реагировать значительно повысилась, 23% стали более эффективны, 19% автоматизировали часть своих процессов и увеличили использование цифровых технологий.
«Идет постепенный отказ от таких архаичных способов пожертвований, как деньги в ящик. Мы видели, что переход к онлайн-технологиям наметился еще до пандемии, но она очень ускорила этот процесс. Становится все больше помощи онлайн. Это значит, что у некоммерческих организаций есть огромный потенциал, чтобы коммуницировать со своими донорами, так как тот, кто жертвует онлайн, как правило оставляет какие-то контакты, и можно обращаться к нему, когда, например, помощь нужна срочно», — отметила во время своего выступления на конференции Мария Черток.
Спикеры конференции уделили внимание развитию новых инструментов привлечения и удерживания партнеров, а также развитию сотрудничества с государственными структурами. Конференция завершилась обсуждением принципов ответственного инвестирования и мастер-классом «Бесплатные интернет-инструменты для НКО».