Минтруд России вынес на обсуждение Общественного совета проект Федерального закона о фонде пенсионного и социального страхования РФ. Согласно законопроекту, Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) будут объединены в единый государственный внебюджетный фонд — Социальный фонд России. Общественный совет поддержал концепцию законопроекта об объединении фондов и внес ряд предложений, уточняющих его детали.
Какие изменения есть сейчас
По словам заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова, предпосылки к образованию единого фонда есть уже сейчас. На базе ПФР создается единая цифровая платформа. С 2023 года здесь будут назначаться меры социальной поддержки, которые сегодня назначают ПФР и ФСС. В пилотном режиме в ряде регионов уже работают и клиентские службы, где ведут прием вне зависимости от того, куда обратился клиент — в ПФР или ФСС.
Таким образом Минтруд хочет создать систему одного окна, когда человеку не нужно идти в разные структуры, выполняющие одинаковую функцию.
«Фактически мы получим такую модель работы, в которой будут сконцентрированы все информационные ресурсы двух фондов, — объяснил Пудов. — Главная цель этой концентрации — создать модель, которая позволит работать с гражданами в проактивном режиме, то есть назначать не только страховые выплаты, но и обеспечивать меры соцподдержки по одному заявлению или даже без него».
Единый тариф
Параллельно с проектом о едином Социальном фонде Минтруд подготовил проект о едином тарифе страхового взноса.
Главный идеологический посыл законопроекта — сделать единую облагаемую взносами базу. Работодатели смогут делать один платеж вместо трех и распространить обязательное социальное страхование (больничные, декретные и страховые пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет) не только на работающих по трудовым договорам, но и на занятых по гражданско-правовым договорам.
Сейчас работодатель выплачивает в Фонд обязательного медицинского страхования тариф в 5,1% со всего фонда оплаты труда, в Фонд социального страхования — тариф 2,9% в рамках взносооблагаемой базы, а в Пенсионный фонд — 22% в рамках взносооблагаемой базы и 10% на сумму выше этого порога.
«Мы предлагаем конструкцию, в которой создается единый тариф в 30% до порога: 22% — пенсионное страхование, 5,1% — медицинское страхование, 2,9% — социальное страхование; и 15,1% сверх порога: 10% — пенсионное страхование и 5,1% — медицинское страхование, — пояснил Андрей Пудов. — За счет того, что мы выравниваем порог страхового взноса и доводим взносооблагаемый порог у Фонда социального страхования до линии Пенсионного фонда РФ, у нас появляется возможность увеличить выплаты в полтора раза по временной нетрудоспособности».
Запрет на перекрестное финансирование
По словам Андрея Пудова, при этом важно соблюдать принцип независимости каждого вида страхования и запрет на перекрестное финансирование.
Это означает, что если какому-то из видов страхования не будет хватать средств, то возмещение будет обеспечено в виде федерального трансферта напрямую на реализацию этих функций.
Общественный совет при Минтруде такой принцип поддержал.
«Это фундаментальный принцип, соблюдение которого необходимо для принятия решения об объединении фондов», — отмечает Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП.
Кто будет управлять фондом
В управлении будущим фондом будут участвовать социальные партнеры. Новым управляющим органом буде наблюдательный совет из семи человек. В него войдут координаторы РТК, представители Совета Федерации, Госдумы, Социального фонда.
Распоряжение имуществом
Законопроект предполагает, что распоряжение всем имуществом Социального фонда будет возможно только с согласия Росимущества.
Что дальше
Проект планируют доработать и внести его в правительство в весеннюю сессию. Осенью Минтруд надеется представить закон о едином бюджете федерального фонда. Само преобразование с объединением фондов должно произойти 1 января 2023 года.