12 апреля в Центре «Благосфера» прошла дискуссия «Выбросить или спасти?» на основе данных доклада «Выбрасывание продуктов и практики по «спасению еды» в России (микроуровень анализа)». НИУ ВШЭ провел исследование на репрезентативном опросе двух тысяч россиян. Его результаты представила Марина Шабанова, профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Пищевые отходы на свалке
По данным ООН, в мире оказывается на свалке примерно треть всех произведенных продуктов питания. В развитых странах половина этих отходов приходится на домовые хозяйства.
В России, по данным НИУ ВШЭ за 2017 год, около 35% или 17 млн тонн в год — это пищевые отходы. ТИАР-Центр и РАЭК в 2019 году выяснили, что стоимость выброшенных продуктов более 1,6 трлн рублей. Этими продуктами можно было бы накормить 30 млн человек, которые в этом нуждаются, и избавить мир от 2,4 млн тонн метана и других газов, которые образуются на свалках.
По словам Шабановой, проблема пищевых отходов затрагивает все три аспекта устойчивого развития: и экономический, и экологический, и социальный.
Как показывают зарубежные исследования, на моральное обязательство спасать продукты давят многочисленные и противоречивые ценности, обычаи и непредвиденные ситуации. Например, мешают сохранению продуктов непредвиденные события, нехватка оборудования, которое могло бы продлить срок их хранения, недостаток времени на готовку.
И поскольку человек не всегда может контролировать эти ситуации, он может выбрасывать еду без особого чувства вины.
Как отмечает Шабанова, в мире выделяют несколько причин, почему продукты из дома попадают на свалки.
Люди могут не так планировать походы за покупками, неправильно хранить продукты или не уметь приготовить что-то из имеющихся остатков. Влияют и непонимание, как читать этикетки и сроки годности, и рекламные предложения, в том числе о большой выгодной упаковке.
Фото: Siebe Warmoeskerken / Unsplash
Российский контекст
На отношение к продуктам в России оказывает влияние социальный и семейный опыт переживания трудных времен — военных, послевоенных, советского дефицита. Бабушки и дедушки, родители стараются привить детям бережное отношение к еде, особенно к хлебу.
Шабанова отмечает также многолетнее снижение реальных доходов россиян, начиная с 2014 года. К тому же россияне озабочены мусорной проблемой в стране, это видно по антимусорным митингам и выступлениям.
Выбрасывают или нет
По результатам исследования ВШЭ, 52% россиян не выбрасывают продукты, 34% выбрасывают только плохие, а 14% могут выбросить и хорошие.
Для сравнения Шабанова предлагает данные ВЦИОМа за 2008 год: тогда процент людей, не выкидывающих продукты, составлял 36%.
20% выбрасывающих продукты россиян делают это каждый день или несколько раз в неделю, 17% — 2-3 в месяц.
Однако исследование показало, что несмотря на активное выбрасывание продуктов, в целом россияне относятся к этому отрицательно во всех трех аспектах (экономическом, экологическом, социальном).
Самая частая практика «спасения еды» для россиян — кормление домашних и бездомных животных. Шабанова отмечает, что здесь нужно учитывать, что речь идет о продуктах, которые изначально предназначались человеку. По-видимому, россияне не ассоциируют передачу съедобной еды животным с ее выбрасыванием. Это позволяет избавиться от чувства вины, сэкономить на корме и сдержать попадание еды на свалки, а соответственно затормозить загрязнение природы.
В исследовании выявили долю людей, использующих хотя бы один из нескольких видов «спасения еды».
Так, практику кормления животных или компостирования продуктов используют 49% опрошенных.
30% пытаются спасти еду, продлив сроки ее годности: замораживают, дополнительно обрабатывают, используют остатки для готовки.
33% стараются передать продукты другим людям: ищут нуждающихся через социальные сети, предлагают соседям, родственникам, друзьям, передают другим через храмы и общественные организации или отдают из рук в руки.
«Мы видим, что 28% россиян не обращаются ни к одному каналу спасения еды. Но основная часть (72%) все-таки включается хотя бы в один вид этих практик, все три мало кто использует. Большинство использует один какой-то канал, то есть в отношении утилизации отходов у россиян уже сложились предпочтения», — говорит Марина.
Как решать проблемы
В исследовании постарались выяснить, как помочь россиянам не выбрасывать продукты, которые еще можно использовать.
40% респондентов ответили, что людей необходимо информировать о важности бережного отношения к продуктам и о вреде, который наносят пищевые отходы.
«Банки еды должны развиваться. Есть ресурс, который нерационально тратится. Задача некоммерческого сектора — сделать так, чтобы эти ресурсы доходили до конечного потребителя», — отмечает Юлиа Назарова, президент Фонда продовольствия «Русь».
15% считают, что нужно создавать приложения, в которых каждый желающий мог поделиться едой и найти того, кому она нужнее. Юлиа напоминает, что в России работают площадки «Фудшеринг. Москва», «Фудшеринг. Санкт-Петербург», «Отдам еду даром», а также банки еды — как Фонд продовольствия «Русь».
25% россиян хотели бы видеть полки для обмена продуктами в многоквартирных домах, 22% — пункт приема в микрорайонах.
То, что продукты оказываются на свалке, — ответственность не только потребителей. Авторы исследования отмечают, что внести свой вклад могут и другие люди: нужны, например, оптимизация холодильников для продления сроков годности и упрощение упаковки, развитие приложений, которые предлагали бы рецепты блюд, которые можно приготовить из остатков еды.
Запись дискуссии можно посмотреть здесь.