Некоммерческие организации представляют собой активно развивающийся институт, играющий ключевую как социальную, так и экономическую роль в государстве, уверен ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев. И сейчас как никогда важно сбалансированно регулировать сферу НКО, так как в секторе есть определенные проблемы, связанные с прозрачностью НКО, а также с недобросовестной конкуренцией.
Новеллы законодательства и регулирования
Без НКО теперь уже трудно представить себе развитие страны, и установка президента на снижение административного давления в коммерческом секторе также относится к НКО, заявляет заместитель министра юстиции РФ Олег Свириденко.
«Однако, обеспечивая открытость деятельности некоммерческих объединений, нам одновременно предстоит решать задачи национальной безопасности и свести лазейки от влияния на нашу страну к минимуму, — говорит Свириденко. — Поэтому Минюст относит некоммерческий сектор к предмету особого государственнго внимания и контроля его деятельности».
Что касается новелл гражданского законодательства в этой сфере — с 1 марта 2022 года вступили в силу изменения и появился новый вид НКО — личный фонд.
Также Минюстом скоро будет представлена новая концепция совершенствования корпоративного управления НКО и перспективы ее реализации — по словам замминистра, это будет «набор неких практических идей для обеспечения прозрачности деятельности НКО и урегулированию споров при недобросовестной конкуренции».
Единый типовой устав
Минюст прежде всего преследует цель обеспечить прозрачность и эффективность работы НКО, говорит заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ Светлана Кузнецова.
Так, по инициативе Минюста в Госдуму представили законопроект, касающийся унификации законодательства о некоммерческих организациях — его привели в соответствие с Гражданским кодексом, установив обязательные требования, которые должны содержаться в уставе каждого НКО, а также требования, которые могут быть внесены в устав по желанию. На портале Минюста будет размещен типовой устав, что в значительной мере упростит регистрацию НКО и уменьшит расходы на привлечение юристов.
Появление личных фондов
Что касается личных фондов — можно сказать, что это форма, аналогичная трасту. Любой гражданин при жизни вправе организовать такой фонд и отладить его работу. Учредитель передает управление своей собственностью доверительному управляющему — трастовому фонду, а тот действует в интересах учредителя. При этом конечными бенефициарами могут быть, к примеру, родственники учредителя и другие лица, не попавшие под санкции.
Контроль за расходованием средств и переход на электронную отчетность
Концепция представлят собой новый облик взаимодействия Минюста и некоммерческих организаций. По словам Кузнецовой, назрела серьезная необходимость в изменении порядка корпоративного управления НКО.
«Выверенная структура корпоративных отношений внутри НКО поможет в том числе контролировать деятельность организации — в частности по распоряжению денежными средствами. Государство, раздавая гранты, вправе рассчитывать на целевое использование средств — для этой цели, например, важно рационально определить порядок одобрения крупной сделки — такой законопроект уже принят Госдумой в первом чтении».
Что касается нецелевого расходования денежных средств, Минюст видит здесь две основные проблемы — возможное личное обогащение или использование денежных средств на различные незаконные виды деятельности — например, террористические.
Одной из форм совершенствования контроля может стать освобождение НКО от бумажной формы отчетности и переход на полностью электронные способы взаимодействия. Для этих целей Минюст готов предоставить свой портал для размещения отчетности, которая будет доступна абсолютно всем, — это поможет достигнуть прозрачности и успешно бороться с лжеНКО.