По данным Следственного комитета России, пострадали 39 человек, из них 15 погибли, в том числе 11 детей и 4 взрослых. Ранения получили 24 пострадавших, среди них 22 ребенка и 2 взрослых. Большинство находится в тяжелом или средней степени тяжести состоянии. Возбуждено уголовное дело по статье «Убийство двух и более лиц» и «Незаконные приобретение, хранение, ношение огнестрельного оружия».
Спустя несколько часов после трагедии в разных группах в соцсетях стали появляться сообщения о том, что пострадавшим в больницах необходима кровь. Однако республиканская станция переливания крови опубликовала официальное обращение к жителям Ижевска, что плазмы крови вполне достаточно на сегодня.
Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог, медиатор, преподаватель психологии, рассказала АСИ, какую помощь можно оказать, если ребенок стал очевидцем трагедии.
1. Найти или создать специальное место, где ребенок может себя максимально почувствовать в безопасности.
2. Дети успокаиваются от тактильности, прикосновений, и поэтому можно предложить обнять, погладить по голове, спине, взять за руку. Все это также дает чувство безопасности. По словам эксперта, если ребенок сжимается, отстраняется и не хочет идти на телесный контакт, то лучше не настаивать.
3. Взрослому, который общается или работает с детьми, не нужно обсуждать собственное беспокойство, свою тревогу и травму. «Всем окружающим для таких детей нужно стать тем островком доверия, в котором ребенок сейчас нуждается», — подчеркнула Мария Зеленова.
4. Наладить распорядок дня, к которому привык ребенок.
«Среди тех сложностей, с которыми сейчас ребенок столкнется, перемен, переживаний и возможных контактов с госорганами им важна хоть какая-то стабильность, и поэтому своя рутина, свой спокойный распорядок дня помогает детям убедиться в том, что жизнь наладится», — говорит эксперт
5. Дети переживают горе по-разному, реагируют на стресс по-разному, поэтому если ребенок кажется спокойным или играет с другими людьми, или как-то отвлекается, важно это поддерживать.
6. Если ребенок хочет говорить о том, что происходит, важно с ним об этом разговаривать, узнавать подробности и комментировать, давать обратную связь. Постараться быть краткими и не говорить длинными речами, потому что они сложно усваиваются в травматической ситуации детьми.
7. Если ребенок, наоборот, закрывается и ни о чем не хочет говорить — это тоже его право, и не стоит его расспрашивать, давить, ему что-то говорить, если он сейчас не готов воспринимать информацию. Лучше посидеть молча в обнимку и дать возможность прийти в себя.
«Что касается недопущения подобных ситуаций, то должна проводиться профилактика тревожности среди населения, — говорит психолог. — Сейчас та ситуация, когда люди ведут себя неадекватно. Это выражается в той или иной форме, и ужасно, что влечет за собой такое количество жертв. Конечно, важно усиление в школах надзора и возможности уберечь, но необходимо и снижение напряженности в обществе, повышение психологической гигиены и информированности населения, психиатрической помощи, в том числе психологической. И в меньшей степени — ограниченный доступ к оружию».
По телефонам 8 800 100 24 47 и 8 800 100 09 06 открыта горячая линия, где будет оказываться психологическая поддержка всем очевидцам трагедии, родственникам и близким погибших и пострадавших.
С сегодняшнего дня и до 29 сентября в Удмуртской Республике объявлен траур по погибшим в школе № 88.