В исследовании приняли участие 28 женщин. Все живут в Москве, у всех проблемы со здоровьем, всем за 80. Как отмечают исследователи, людей этой возрастной группы опрашивают реже чем тех, кто только вышел на пенсию.
«У нашего исследования есть «изюминка» – наши отношения с пожилыми людьми. Интервьюеры – это волонтеры или сотрудники НКО, у которых сложились доверительные отношения с опрашиваемыми. И это дает большую глубину разговору», – говорит Светлана Файн, куратор сообщества специалистов по работе с пожилыми «Все вместе можем больше», директор центра «Друзья общины святого Эгидия».
«Слегка удовлетворены»
Из 28 респонденток одна работает, остальные на пенсии. Восемь живут с родными, 9 – одни, 11 – в специальных учреждениях. По словам исследователей, на результаты исследования это критически не повлияло.
Пять участниц опроса заявляют, что «удовлетворены своей жизнью в высшей степени», одна – просто «удовлетворена», 12 – «слегка удовлетворены». Семь опрашиваемых «слегка не удовлетворены», одна – «не удовлетворена» и одна – «в высшей степени не удовлетворена». Одна респондентка осталась на нейтральной позиции.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
«Оценка строится в основном на отношении к жизни и собственном настрое. В целом у них отношение к жизни позитивное», – комментирует Евгения Пятакова, методолог коалиции «Забота рядом».
Здоровье, отсутствие личного пространства и нехватка общения
Среди основных причин неудовлетворенности – проблемы со здоровьем и физические ограничения. Респондентки из соцучреждений говорили также о нехватке личного пространства, невозможности жить по собственному графику.
Если пожилой человек изолирован, это негативно сказывается на его самочувствии. Оптимальный вариант — когда есть возможность общаться с разными людьми: родственниками, соседями, молодыми людьми. Некоторые опрошенные говорили, что им не хватает «женского общения».
Респондентки из социальных учреждений говорили о том, что для них важно «дозированное» и уважительное общение: когда есть возможность общаться с другими, но личные границы никто не нарушает.
«Некоторые респонденты упоминали о том, что, когда что-то в жизни идет не по плану, их это очень нервирует. Это не про «день сурка», а про понимание того, что будет завтра и возможность этим управлять. Хочется, чтобы жизнь была в хорошем смысле предсказуемой», – говорит Евгения Пятакова.
Что можно сделать для пожилых?
Участники исследования подчеркивают: для них важны независимость и возможность самостоятельно планировать свою жизнь.
У ухаживающих часто появляется ошибочное мнение, что за пожилого человека нужно все решать, отмечает Светлана Файн.
«Человек прожил долгую жизнь, у него большой опыт за плечами. И вдруг почему-то все это перечеркивается и оказывается, что он не «Александр Васильевич, замдиректора и уважаемый человек», а неизвестно кто, его можно перевезти и все за него решить», – говорит Файн.
Важно, чтобы к пожилому человеку обращались «на вы», называли его по имени и отчеству, интересовались, чего он сам хочет и как относится к той или иной идее, продолжает Светлана Файн.
Это правило нужно соблюдать и родственникам, и волонтерам, и персоналу специализированных учреждений.
«Иногда надо просто поговорить, объяснить. Иногда объяснять во второй, третий или даже пятый раз. А если на это нет времени – прямо сказать, что сейчас не можешь, и поговорить позже», – продолжает Светлана Файн.
Чтобы пожилой человек сохранял свою независимость, важно давать ему возможность делать что-то самому: заправить постель, накрыть на стол, привести себя в порядок. Это не только полезно с точки зрения самооценки, но и позволяет лучше сохранить бытовые навыки.
Как повлиять на других?
Чтобы создать атмосферу помощи, где пожилой человек будет в центре, усилий НКО и государства не хватит. Также важно работать с его близкими и помогать им, когда становится тяжело.
В идеале рядом с пожилым человеком должны быть его родственники, волонтеры НКО, соцработники и соседи. Каждый сможет проводить столько времени, сколько может, и при этом человек не будет чувствовать себя одиноко.
«И тогда будет не важно, сколько времени он поговорил с волонтерами: пять минут, полчаса или целый вечер. Внимание будет исходить от разных людей, и всем будет проще заботиться о пожилом человеке», – говорит Светлана Файн.
Нужно, чтобы помощь и поддержку получал не только пожилой человек, но и все люди, задействованные в системе ухода: чем менее уставшим будет каждый, тем лучше получится заботиться о старшем поколении.