Минэкономразвития России, Сбербанк и Фонд «Общественное мнение» провели исследование «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» за II квартал 2024 года и выяснили настроения малого и среднего бизнеса.
Согласно результатам исследования, 68% предпринимателей считают, что бизнес должен вносить вклад в решение социальных проблем и улучшение жизни людей. Такого мнения чаще придерживаются:
- работающие с государством — 80%;
- живущие в поселках городского типа и селах — 80%;
- предприниматели старшего возраста (от 56 лет).
86% предпринимателей за последние два года хотя бы один раз были социально полезны. Среди самых популярных действий:
- сотрудничество с волонтерскими организациями и благотворительность — 33%;
- проведение субботников, посадка растений, экономия офисной бумаги — 29%.
По мнению 68% самозанятых, их деятельность способствует улучшению жизни людей в регионе. Чаще так считают:
- мужчины опытные самозанятые — 73%;
- работающие на себя более пяти лет — 74%;
- те, кто смотрит в будущее с оптимизмом — 73%;
- строит долгосрочные планы — 77%;
- работает с физическими лицами — 70%.
Во II квартале почти 60% предпринимателей оценили условия для ведения малого бизнеса в своем регионе как удовлетворительные. Как и в I квартале, более 40% ожидают, что условия для ведения бизнеса в следующие 12 месяцев будут стабильными.
В последние три месяца 14% предпринимателей расширили штат работников, 72% — не производили никаких изменений, а еще 14% — сократили число сотрудников. Похожая ситуация наблюдалась и в I квартале. По-прежнему у трети предпринимателей в планах увеличение числа работников в ближайшие три месяца.
О существующих мерах поддержки со стороны государства знают 58% предпринимателей. Среди тех, кому что-либо известно о мерах господдержки, 47% уже обращались за ее получением, а еще 8% планируют это сделать. Самая популярная мера поддержки — финансовая (33%). На втором месте — господдержка в получении кредита и льготное кредитование (30%). На третьем — получение грантов (12%). Реже предприниматели обращались, чтобы получить социальный контракт и госконтракт (4%), за помощью в выплате кредитов (3%), за помощью с рекламой (2%), а также обучением и консультациями (2%).