Волонтеры проекта «Чистая Арктика» нашли на Чукотке фильмотеку законсервированной метеостанции Глубокая. Кинопленки собираются восстановить, оцифровать и устроить показ к пятилетию проекта. АСИ попросило руководителя проектного офиса «Чистой Арктики» Андрея Нагибина подробнее рассказать о находке и о том, что еще обнаруживают при очистке северных территорий.
Какие фильмы хранились на заброшенной метеостанции
Находка еще ждет своего детального исследования. По словам Андрея Нагибина, обнаружено не менее 50 бобин, в каждой по четыре пленки. Сколько именно там фильмов, на данный момент сказать сложно. И только на 10% пленок можно прочитать названия. Тем не менее уже сейчас ясно, что находка уникальная.
«Там есть старое художественное кино и документальные фильмы, которые относятся к периоду действия красных яранг (передвижные политико-просветительские учреждения, действовали в районах Дальнего Востока в 1920–1930-е годы. — Прим. АСИ), когда многое делалось для просвещения жителей Чукотки, например образовательные фильмы для коренных жителей.
Важно показать их сегодняшнему поколению волонтеров как пример того, какая работа велась тогда на Севере. Для объяснения этого будут привлечены историки, исследователи северных территорий, представители коренного населения. В этом году у нас будет экспедиция на Чукотку, мы вывезем пленку сюда и посмотрим, что с этим можно будет сделать технически, чтобы восстановить фильмы», — рассказал Андрей Нагибин.
Почему оставили ценную фильмотеку
В 1990-е годы, когда Советский Союз прекратил свое существование, на Севере массово прекратилось финансирование гидрометеостанций, приисков и других объектов. В этих условиях отъезд специалистов часто напоминал эвакуацию: люди забирали самое ценное, что можно было увезти в рамках квоты на вывоз. Остальное оставляли.
На гидрометеостанции Глубокая на реке Паляваам в советские годы могли проживать до 50 специалистов, поэтому на станции работал, в том числе, киномеханик, который показывал фильмы сотрудникам. Время от времени он выезжал с киносеансами к местному населению в тундру.
«Иногда даже жутковато, когда заходишь на эти территории, — рассказывает Андрей Нагибин. — Помимо бочек с топливом, на Севере можно встретить множество разрушенных бараков, брошенной техники, даже подсчитать все это крайне сложно».
Что еще находят волонтеры при уборке в Заполярье
В Мурманской области, где во время Великой Отечественной войны шли бои, активисты обнаруживают очень много военных артефактов: патроны, брошенное оружие, каски, остатки обмундирования. Попадаются и достаточно опасные находки. Так, в прошлом году во время уборки около поселка Никель были найдены три гранаты. Они оказались в рабочем состоянии, и позже их уничтожили взрывотехники.
Много артефактов в прошлом году привезли с мыса Челюскин — это средства связи, журналы, которые вели метеорологи, предметы быта.
Есть и неприятные находки. Только на мысе Челюскин, куда в прошлом сезоне добрались волонтеры «Чистой Арктики», находится порядка 40 тысяч бочек из-под горюче-смазочных материалов. А всего, по предварительным подсчетам, только в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана скопилось около 12 млн таких бочек.
Часто в этих емкостях есть остатки топлива. Металл проржавел, поэтому для сбора нельзя использовать тяжелую технику. Если топливо из бочек попадет на тундровую поверхность, есть опасность, что экосистема в условиях вечной мерзлоты может не восстановиться в принципе.
«Северный вывоз»
В советские годы отходы с Крайнего Севера не вывозили. Так что сейчас встал вопрос о том, как очистить Заполярье от гигантского количества металлолома. Отдельная сложность в том, что сделать это можно только водным путем.
На недавнем Международном арктическом форуме руководство «Чистой Арктики» предложило использовать для вывоза мусора из Заполярья суда, участвующие в северном завозе: на север судно идет с полезным грузом, обратно — везет металлолом.
«Раньше мы это называли обратным фрахтом, сейчас мы считаем это немного некорректным, — рассказывает Андрей Нагибин. — Потому что судовладелец, отправляя судно на северный завоз, оплачивает движение в оба конца. Поэтому это небольшое лукавство, когда за вывоз мусора с северных территорий требуют оплатить всю стоимость рейса. Но, конечно, отстоять на рейде, погрузить — это дополнительные траты, поэтому, безусловно, стимул у судовладельцев должен быть. Но мы настаиваем на названии не ”обратный фрахт”, а ”северный вывоз”».
По оценкам «Чистой Арктики», на очистку одного только полуострова Таймыр понадобится около 10 лет.