В работе круглого стола приняли участие 15 специалистов некоммерческих организаций двух регионов, органов опеки, приемные родители, а также Уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков. Участники встречи подвели итоги проекта «Распространение опыта по созданию и развитию региональных служб сопровождения замещающих семей». Проект реализуется с 2016 года при содействии Министерства экономического развития РФ.
Главной темой круглого стола стала низкая профессиональная подготовка специалистов. По статистике около 10% всех приемных детей в России возвращаются в интернатные учреждения. Есть опасность, что эта цифра будет расти вместе с ростом принятия детей в семьи, который обозначился в последние годы.
«В 2016 году численность детей, в отношении которых отменены решения о передаче на воспитание в семью граждан, составила 98 человек в Свердловской области. При этом более 50% возвратов детей произошли по психолого-педагогических причинам», – рассказала главный специалист отдела организации и контроля деятельности по опеке и попечительству Министерства социальной политики Свердловской области Лидия Правда.
«Сегодня есть масса вопросов к существующей системе сопровождения. Один из них – профессионализация кадров», – отметил Игорь Мороков.
«Семья детям» предлагает создавать службы сопровождения на базе НКО и повысить качество уже имеющихся служб, куда родители могут обращаться за помощью. «К сожалению, можно часто встретить специалистов, которые не знают, как работать с приемными семьями, – отметила психолог Елена Кондрашкина, которая пять лет занимается темой устройства детей в семьи. – Безусловно, есть хорошие профессиональные и опытные специалисты, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей, 20-30 лет. Но для сопровождения семей нужны узкие знания, которые важно приобретать дополнительно. Ведь никому не придет в голову, что психолог работающий, например, в системе МЧС, может без подготовки выехать на происшествие и работать с пострадавшими. Психолог в теме семейного устройства – это тоже «спецназ». Когда семья приходит с решением отказаться от ребенка, то работать с ними бывает уже поздно. Нужно намного раньше суметь увидеть, что у семьи, например, пропало удовольствие от общения с ребенком и что им нужна поддержка. Важно, чтобы семья рассказывала о своей проблеме специалисту, не боялась этого. Чтобы семью не только контролировали, но и помогали ей. Именно такой подход называется профилактикой. Мы сколько угодно можем говорить про регламент работы всех заинтересованных лиц и основные показатели в рамках устройства детей в семьи, но пока нет качественно подготовленных специалистов, все это, в том числе и контроль, не сработает».
«Вопрос профессионализации приемных родителей и повышения квалификации специалистов служб сопровождения сегодня остро стоит и по причине того, что те дети, которые могли быть быстро устроены в семьи – маленькие и здоровые – уже устроены, – говорит психолог и супервизор «Семьи детям» Александра Мелях. – Сейчас дети, которые остались в системе, – это преимущественно подростки, дети с особенностями развития и группы братьев и сестер. Работа с ними требует специальных педагогических психологических компетенций. Сейчас перед всеми специалистами стоит задача выпустить качественно подготовленных приемных родителей для таких детей. И не только родителей. Окружение ребенка – соседи, врачи, учителя – тоже влияет на благополучие семьи. С ним нужно работать. Человеку нужен человек, чтобы стать человеком. Ребенку нужен взрослый, чтобы стать взрослым. Взрослым нужна поддержка специалистов, которые бы помогали им удерживать взрослую позицию и справляться с трудностями».
Участники круглого стола обсудили также вопрос оценки показателей эффективности работы школ приемных родителей и служб сопровождения на базе НКО. «В нашей ШПР для нас важно, чтобы потенциальный приемный родитель пришел и смог оценить свои силы, после чего принять взвешенное решение, – подчеркнула психолог школы приемных родителей добровольческого движения «Дорогами добра» Светлана Блинова. – У нас не стоит задача, чтобы все родители, которые пришли на обучение, взяли ребенка в семью. Мы знаем, что спешка может закончиться возвратом ребенка и вторичной психологической травмой. В подобной ситуации остро переживают возврат и сами родители. Моя профессиональная позиция такова. Если к нам в школу пришли 15 семей, а детей из учреждений взяли только пять из них, то, возможно, 10 семей приняли взвешенное решение, которое позволило им в будущем избежать серьезных проблем. Иногда на этапе принятия решения семье может потребоваться несколько месяцев профессионального сопровождения».
О недостатке поддержки заявила участница проекта приемная мама Надежда Иванова, специалист по работе с партнерами движения «Про.Добро»: «Я как приемная мама могу сказать, что приемные семьи сталкиваются с огромным количеством контроля и малым количеством поддержки. На проекте я увидела, что есть множество организаций, где есть специалисты, которые действительно готовы оказывать поддержку и не будут предлагать отказаться от ребенка, если есть проблема. Но они не могут охватить все семьи. Благодаря проекту сложилось сообщество специалистов, которые хотят помогать семьям и которым будет проще сообща передавать родителям информацию друг о друге и помогать».
Участники из Перми рассказали, как сотрудничество помогает решать проблему. «Сегодня федеральный закон предусматривает компенсацию для НКО за оказание социальных услуг населению, – говорит президент организации «Территория семьи» Анна Зуева. – Благодаря тому что в наш регион пришла «Семья детям», качество многих служб сопровождения выросло. Это дает им возможность получить компенсацию за их работу из госбюджета. Благодаря проекту задан вектор развития на повышение качества. Это крайне важно. И очень важно, что путь развития сегодня идет именно от НКО в этой области. Пусть меньше будут объемы, которые могут взять на себя НКО в сопровождении, но уровень качества изначально будет высоким».
В рамках проекта в течение полутора лет 43 представителя из 12 некоммерческих организаций двух регионов учились оказывать психолого-педагогическую помощь замещающим родителям. В период реализации программы участники начали оказывать услуги семьям в виде групповых занятий и индивидуальных консультаций. В результате только за 2016 год помощь получили 198 семей.