Программу осуществляла некоммерческая организация «Семья детям» совместно с Всемирным фондом «Детство» в рамках проекта «Нет» насилию в отношении детей», который действует в городе в течение шести лет.
По данным Фонда профилактики социального сиротства, самостоятельно справиться со школьной программой получается лишь у 16% детей из детского дома, всем остальным нужна помощь. При этом в 76% случаев школа свою помощь не предлагает совсем. По мнению омбудсмена Анны Кузнецовой, необходимо разработать правила адаптации детей-сирот в российских школах.
«Часто специалисты школ говорят о том, что они сталкиваются с трудным поведением, агрессией, неуважением к старшим, прогулами, отсутствием интереса к учебе воспитанников учреждений государственного воспитания или приемных детей, – говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. – В этих отношениях страдают сами педагоги, которые не могут выстроить процесс обучения должным образом. Трудности испытывают домашние дети и их родители, опасаясь влияния неблагополучных детей на успеваемость и безопасность школьной среды. И больше всего в этом процессе страдают дети, пережившие опыт сиротства, так как они не могут справиться со своими проблемами и из-за этого не способны адаптироваться к школе, быть успешными в учебе и социально компетентными. Сегодня нужны специалисты, которые понимают особенности этих детей и умеют с ними работать».
В ходе программы было выявлено, что педагоги не осознавали причин поведения учеников, не знали, что происходит с ребенком, когда он лишается семьи, как это сказывается на его поведении, на его отношении к людям и к окружающему миру. Откуда у детей берется агрессия, нежелание учиться, склонность к рискованному поведению. Многие из педагогов эмоционально выгорали, так как рассматривали детей из государственных учреждений как помеху для своей работы. «Основные запросы учителей касались того, как выдерживать детскую грубость, хамство, трудное поведение детей на уроке, как овладеть методиками построения контакта с такими детьми и приемами эффективной работы с ними», – отметила координатор проекта Наталия Лытнева.
Во время занятий специалисты «Семьи детям» пришли к выводу, что наиболее эффективным способом работы с учителями будет разбор конкретных случаев: от практики – к теории. Во время разбора конкретных кейсов тренеры предлагали конкретные методики диагностики и коррекции поведения детей, совместно со специалистами тренировались в их использовании, проводили дискуссии.
Из истории работы с учителями
«У нас учится семиклассник, а у него знаний только на первый класс. Он с трудом за один раз может написать три предложения, говорит, что забывает, как пишется буква «я», а мы ведь уже деепричастные обороты будем скоро проходить. Что с ним делать? Он просто запущенный», – заявила преподаватель русского языка одной из екатеринбургских школ на семинаре «Как найти общий язык с ребенком из детского дома».
Такая неуспеваемость ребенка, по мнению организаторов, приводит к тому, что учитель винит себя в некомпетентности. На семинаре учителя вместе со специалистами «Семьи детям» разбирали одну из технологий, которая позволяет педагогам разобраться с тем, что происходит с ребенком, который не учится, мешает всем, не слушает и вызывает негативные эмоции. «Мы пришли к выводу, что все-таки важно ориентироваться именно на индивидуальные потребности ребенка и маленькими шажками идти к совсем маленьким переменам, – рассказала одна из участниц встречи. – Если у ребенка знания первоклассника, то даже в седьмом классе с ним нужно начинать программу второго класса. Такой индивидуальный подход, конечно, невозможно применить ко всем детям, но к тому ребенку, который вызывает беспокойство у всех педагогов школы, можно. Это обсуждение оказалось очень ценным для нас. У педагогов было много эмоций и чувств, связанных с этим мальчиком. Но сегодняшняя встреча привела всех к решению, которое, надеюсь, поможет нам в дальнейшем, а главное, поможет самому ребенку».
Планы на будущее
В итоге учителя стали лучше ориентироваться в причинах «плохого» поведения своих подопечных и собственной эмоциональной реакции на них. Они овладели методиками диагностики и (частично) коррекции. Узнали о проблеме адаптации к школе приемных детей и детей из учреждений государственного воспитания. Научились корректировать методы преподавания в соответствии с реакциями и сложностями конкретных детей.
«Заберите ваших детей» – к сожалению, мы нередко слышали такое от педагогов школ, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Малоистокского детского дома* Наталья Коровина. – Поэтому для нас крайне важна помощь специалистов. Многие дети из-за разных семейных обстоятельств попадали в школу очень поздно. Кого-то родители отдали в первый класс только в 10 лет, а самостоятельно не занимались. В связи с этим у многих детей начинается отторжение: многое упущено, ничего не получается. Образовательная система сегодня устроена так, что она не предполагает воспитательного процесса. Ребенок должен попасть в школу сразу мотивированным на обучение. Такие стандарты. А у детей из неблагополучных семей, которые попали в детский дом, не пройдены все эти естественные процессы. С ними никто не играл дома в школу, никто их не мотивировал на учебу. У педагогов, особенно молодых, нет опыта работы с детьми, которые пережили отчуждение, отказ. Но нам важно, чтобы наши дети могли учиться. Важно, чтобы педагоги понимали, что ребенку необходимо обучение на любой стадии его развития. Школа имеет большую общественную значимость для ребенка из детского дома. Именно здесь он начинает пробовать реализовывать себя, чтобы потом выйти в большой мир. Сегодня есть большая потребность в том, чтобы такие проекты продолжались».
———
* Сегодня это учреждение называется «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Октябрьского района города Екатеринбурга».