Инициатива фонда «Качество жизни», которую поддержал Департамент труда и социальной защиты населения правительства города Москвы в конце ноября, направлена на снижение социальной изоляции особенных людей, признание их прав и возможностей. В начале недели режиссер Андрей Афонин и хореограф Татьяна Коновалова провели очередное занятие, посвященное терапии театром. По их словам, он хотели доказать, что, познавая свое тело, человек познает и лечит душу.
В мастер-классе приняли участие руководители творческих коллективов, специалисты психоневрологических интернатов и психиатрических клиник в области медицинской и социальной реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний, клинические психологи. Многие из них уже не в первый раз посещают такие занятия и раньше бывали на летней школе театра. В ходе занятия они выполняли упражнения, которые обычно делают актеры театра. В инклюзивном театре этот процесс может занимать месяцы, в зависимости от заболевания актера. На мастер-классе преподаватели постарались уместить эти упражнения в три часа.
«Арт-терапия становится все более популярным элементом комплексных реабилитационных программ, — сообщают организаторы. — В процессе творчества человек бессознательно воплощает тревожащие его проблемы; фиксирует вытесненные из подсознания моменты, которые могут становиться причиной психических расстройств; получает возможность лучше разобраться в своём состоянии, выразить свои эмоции. Но очень важна квалификация ведущего арт-класса, и соответственно, его профессиональная подготовка и доступ к лучшим практикам».
Режиссёр интегрированного театра «Круг II» Андрей Афонин и хореограф Татьяна Коновалова показали, как формировать ответственное поведение через осознание своего тела и развить телесное и пространственное мышление с помощью танца. В театре «Круг II» играют люди с особенностями развития. Перед тем как выйти на сцену, они проходят многочисленные тренинги, где учатся чувствовать себя, пространство и другого человека. «На самом деле мы занимаемся не совсем арт-терапией, — рассказывает Андрей. – Мы занимаемся творчеством, создаем произведения искусства. Арт-терапия в классическом понимании не делает этого. Но в работе мы используем часть терапевтических приемов: мы так же, как и терапевты, помогаем человеку раскрыться. Но цель наших занятий в театре – это создание спектакля. И эта цель дает возможность мотивировать человека к саморазвитию, так как он знает, к чему стремится. Для нас важно выражение человека с особенностями. Важно, чтобы особенности человека на сцене становились его достоинствами».
Вадим Тетиев руководит в Сочи инклюзивной творческой мастерской для детей «Не игрушечный театр», где занимаются дети от семи до десяти лет с проблемами развития. «Мы работаем с детьми с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, – говорит Вадим. – У них много проблем с коммуникацией, потому что дети с такими диагнозами – это индивидуалисты. Они держатся на расстоянии от других людей. Все упражнения в нашей мастерской строятся на игре, чтобы актеры не потеряли интерес. Уже после первого спектакля мы увидели разницу в поведении детей: они сплотились, стали лучше чувствовать друг друга».
Театральные студии, где занимаются с людьми с особенностями психического здоровья и развития, есть также в больницах. Вячеслав Шанин руководит таким театром в химкинской больнице. «Многое из того, что мы изучаем сейчас на мастер-классе, сложно сделать в условиях больницы, – говорит Вячеслав. – У нас нет собственного помещения, поэтому мы занимаемся в столовой. Занятия проходят только раз в неделю. За это время, конечно, невозможно научить человека понимать и чувствовать другого. Но в больнице мы даем толчок к дальнейшим самостоятельным действиям. Мы показываем, что можно жить по-другому. А дальше, если человеку понравилось, он может продолжить заниматься уже вне больницы. Во время наших микрозанятий мы стараемся помочь пациентам разрешить их проблемы в общении с близкими, потому что этих проблем на самом деле немало».
Все упражнения, которые участники изучили на мастер-классе, помогают людям с особенностями психического развития не только успешно играть в театре, но и становиться более самостоятельными и адаптированными к обычной жизни, получить шанс на преодоление изоляции и социализацию.