Идея из новостей
Идею создать в родном городе свободное пространство для альтернативного досуга Анне Плехановой подсказали программы новостей. В них то и дело показывали антикафе. СМИ добросовестно сообщали, как новый формат тайм-клуба покоряет сначала российские, а затем и европейские города. И Анна решила создать антикафе в Мончегорске — собственный бизнес, социальный, выгодный и супермодный. До открытия «Арбузного кота» оставалось всего полгода.
Стартап
Свой бизнес Анна Плеханова открывала на личные сбережения. Говорит, денег потребовалось не так много. Очень повезло с помещением — досталось по знакомству за скромную арендную плату. Оставалось только сделать ремонт, купить мебель и оборудование, а главное — наполнить свободное пространство особым содержанием, атмосферой, которая будет притягивать сюда гостей.
Анна долго и придирчиво выбирала название: 200 вариантов были рассмотрены и отвергнуты. А после двух месяцев раздумий в памяти возникла картина Натальи Полих «Арбузный кот». Так, с разрешения московской художницы, первое в Мончегорске антикафе обрело название и логотип. В декабре 2014 года «Арбузный кот» принял первых посетителей.
Как дома, но без рутины
Когда Анна задумывала свое антикафе, ей казалось, что ее клиенты — это работающая молодежь. А пришли взрослые, семейные люди с маленькими детьми, студенты и подростки.
Для подростков в «Арбузном коте» есть аэрохоккей, настольный футбол, консольные игры, пинг-понг. Это хорошо, что подростков много, считает Плеханова. Им есть где провести время, они не болтаются по улице непонятно с кем, и родители могут быть за них относительно спокойны. «У меня у самой сын подросток, и он почти все время здесь, с друзьями. Всегда на глазах, да еще и по хозяйству помогает», — говорит предпринимательница.
Организационные и творческие решения подсказывают сами клиенты: молодые родители приходят с детьми — их не с кем оставить дома, и Плеханова устраивает в антикафе игровую комнату. Пока дети и папы играют, мамы могут поболтать, посмотреть кино. Если проголодался, еду можно заказать по телефону. Все как дома, но без бытовой рутины.
Доходы и расходы
Как принято в антикафе, посетители здесь платят за проведенное время. Первый час стоит 120 рублей, далее тариф — 1,5 рубля за минуту. Пока эти расценки позволяют держать рентабельность и получать прибыль. «Бывает, никого нет, а бывает, столько людей, что не протолкнуться. Очень радует, что у нас есть постоянные посетители! Я уже практически всех по именам знаю. Мы еще не рекламировались в СМИ, но люди приходят. За счет этого мы и имеем хорошую прибыль», — рассказывает Плеханова. Тяжелая для молодого бизнеса статья расходов — коммунальные услуги, на севере они дороже. Статья, которая позволяет экономить, — оплата персонала. Его пока просто нет.
Сотрудники
Анна справляется сама, когда нужно, помогают муж и сын. Группу «ВКонтакте» ведет подруга. Осенью Плеханова рассчитывает расширить бизнес. «Я думаю, поток клиентов увеличится, и семьей нам не справиться, понадобится несколько работников. Много платить я не смогу, поэтому хочу привлечь студентов. Могу предложить им гибкий график и почасовую оплату», — планирует Анна.
Планы на будущее
У антикафе и его создательницы сложились хорошие отношения с городскими властями и градообразующим предприятием Мончегорска — Кольской горно-металлургической компанией. Одно из стратегических направлений социальной политики Группы компаний «Норильский никель», в которую входит Кольская ГМК, — развитие социального бизнеса в Заполярье. Представители Кольской ГМК уже приезжали в антикафе. Для начала договорились о том, что помощница директора пройдет обучение по курсу «Социальное предпринимательство» в Академии социального партнерства и развития.
Фото: vk.com/anticafe_monch, vk.com/annaimandra