В Клубе общения детей до трех лет «Зеленая дверца» общественной организации «Мы и наши дети» ребенка воспринимают как самостоятельную личность, учат его вступать в диалог. Родителям в центре оказывают психолого-педагогическую поддержку, помогают лучше понять своего ребенка и научиться слышать его.
Центр работает по методике педиатра Франсуазы Дольто, которая создала во Франции в 1979 году «Зеленый дом»– место отдыха и встреч детей раннего возраста, куда они приходят вместе со своими родителями. Зеленый дом – это модель общества терпимости, закона, самоуважения и уважения всех людей.
По словам специалистов «Зеленой дверцы», родители уделяют мало внимания диалогу с ребенком и сводят свою функцию к хорошему жизнеобеспечению детей. Ребенка в этом случае воспринимают как объект, а не субъект. Из-за этого в группах детского сада становится все больше детей, которые не разговаривают, отмечает руководитель проекта «Зеленая дверца», педагог-психолог Юлия Мухаметшина.
Родители включают телевизор в надежде научить ребенка речи или принимают за диалог фоновую речь. «Бывает, что родители все делают за детей, в том числе и проговаривают все его действия. Мама говорит — открой дверь, подними ногу. В этом случае ребенку и не нужно говорить, ведь за него уже все сказали. Но это не разговор с ребенком, это речь для себя», — объясняет Мухаметшина.
Психотерапевт Светлана Копина предупреждает, что отсутствие диалога может привести к отторжению ребенка от среды, в которой он растет. «Некоторые мамы в свое время не получили опыт прекрасной родительской любви. Они тревожны, страдают от чувства ответственности, переживают, что нужно спешить развивать ребенка. В то же время ребенку трудно, когда его не принимают таким, какой он есть, — вокруг него среда, которая не отвечает ему. Не получив отклик на свою ценность, ребенок не будет развивать ее, он думает, что его личность не востребована», — считает Копина.
По словам консультанта проекта «Зеленая дверца» Ольги Варпаховской, далеко не все родители умеют откликаться на словесные и бессловесные послания ребенка (улыбку, гуление). «Франсуаза Дольто говорила о том, что ребенок должен нас вести, если мы хотим выстроить с ним диалог… Ребенок — не пустой лист, а иностранный текст. В нем уже заложены буквы, которые мы часто вычеркиваем и записываем вместо них свой текст. Мы должны поддерживать то, что придумывает ребенок, а не выкорчевывать из него все, что нам не нравится», — добавляет Варпаховская.
«Мои дети учились в школе Тубельского, и там запрещали родителям править детские тексты: переставлять слова, исправлять ошибки. Очень тяжело было к этому привыкнуть. Но по книжкам с детскими текстами, которые издавали ежегодно, я увидела, как у каждого ребенка расцвел свой язык. Он имел право выразить все, что хочет, и его никто не поправлял по какому-то единому стандартизированному образцу. Наверное, их собственный язык делает их личность», — рассказала руководитель программ Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» Ирина Ерза.
Родители должны дать возможность детям быть другими и научиться находить с ними общий язык, резюмируют педагоги «Зеленой дверцы». Большую роль в этом играют пространства ранней социализации, где ребенок приобретает навыки познания себя и мира других людей и вещей с помощью слова.
Фото: pixabay.com; Ольга Воробьева