Поезд «Москва – Пермь»
С участниками ансамбля «Гротеск» и их руководителем Екатериной Манохиной я познакомилась весной в поезде «Москва – Пермь». Так получилось, что именно в моем купе оказалась большая часть ансамбля. Рузанну я сразу узнала по коротким телесюжетам по случаю победных возвращений «Гротеска» с различных чемпионатов. Рузанна и ее партнер по танцам Алексей Фотин почти всегда оказывались обладателями золотых медалей.
В тот день они возвращались с чемпионата России.
— Каков результат? — спросила я Рузанну.
— Оба золота, — ответила она, счастливо улыбаясь.
Оба, пояснила тренер, значит – победа в обеих программах: классической и латиноамериканской.
Они все были очень уставшие и… голодные. Оказывается, на соревнованиях им некогда было даже пообедать, а поезд отошел от Москвы почти в семь вечера. С трудом разместив специальные танцевальные коляски по полкам и между ними, «гротесковцы» принялись за трапезу, бурно обсуждая при этом перипетии минувшего дня. А потом сгрудились у ноутбука, на экране которого с завораживающей красотой кружились танцующие пары. Тренер комментировала сделанную во время чемпионата видеозапись, остальные тоже участвовали в обсуждении. За окнами мчащегося по просторам России поезда давно сгустилась ночь, а в нашем купе всё звучали произносимые шепотом (чтобы не мешать спящим пассажирам) непонятные мне танцевальные термины.
Вместе с Рузанной возвращалась с чемпионата России и ее мама, Надежда Ивановна. Она всегда и везде ездит с дочерью. Но на соревнования выезжает не просто как мама, а еще и как костюмер и сопровождающий ансамбля.
Дальняя дорога располагает к общению. За одну поездку о попутчике можно узнать столько, сколько не узнаешь за годы в другой обстановке.
Почти как в «Кавказской пленнице»
В 80-е годы XX века на «телефонке» (Пермский телефонный завод) в одном из сборочных цехов трудилась будущая мама моей героини – 19-летняя Надежда Шубина. Работа «непыльная» – сиди за конвейером в бесконечном ряду своих товарок и выполняй одну из нехитрых операций по сборке телефонного номеронабирателя. Но как же это скучно, особенно для молоденьких, непоседливых девчушек, – делать одно и то же час за часом, день за днем, месяц за месяцем, год за годом! Надя нашла себе отдушину, став комсомольской активисткой.
Однажды за активную работу в комсомоле ей дали путевку на турбазу, расположенную в далекой Армении, в городке с непонятным, а потому интригующим названием Степанован. Могла ли она предполагать, что эта путевка отправляет ее в новую жизнь?
Итак, в летний день 1982 года на турбазе появилась юная пермячка – «красавица, спортсменка, комсомолка». Обустроившись на новом месте, она пошла в кинозал посмотреть фильм. Правда, в афише значилась не «Кавказская пленница», которую я процитировала выше, а «Бриллиантовая рука», но дальнейшие события оказались похожими именно на первый фильм. Не говорю – абсолютно похожими, а вот чуть-чуть – да. Скорее, это чуть-чуть ограничивается фоном, на котором всё происходило: горы, море и т.д.
По дороге в кинозал Надежда встретила его – молодого, высокого, стройного армянского юношу. Взгляды их пересеклись и… «Бриллиантовую руку» она смотрела сеанс за сеансом весь этот день и следующий, и следующий за следующим… Сначала в зале, потом уже в кинобудке… Оказалось, Саркис (так звали юношу) – киномеханик, живет в Степановане, а на турбазу приезжает крутить фильмы.
Через три дня настало время ее туристической группе покинуть эту базу и отправиться на другую. Было бурное расставание… А когда группа прибыла на другую турбазу, там Надю ждал… Саркис. И после перехода к следующему пункту случилась такая же неожиданная для нее встреча. Так продолжалось все двадцать ее отпускных дней.
Через два месяца после Надиного отпуска Саркис приехал в Пермь. Через год у них родилась дочка, нареченная Рузанной – Рузанна Саркисовна Казарян.
Армянские страдания
На хорошенькую девочку все встречные обращали внимание, называя ее куколкой. Чтобы обеспечить семью материально, Саркис забросил свое прежнее занятие и освоил профессию водителя грузовика. Надя по его настоянию с радостью рассталась с надоевшим конвейером и комсомольской работой и полностью отдалась домашним делам.
Через некоторое время родители Саркиса стали настойчиво звать его домой. Видя, что он тоскует по родным краям, Надя согласилась переехать в Армению, в частный дом Казарянов-старших. Там научилась всему, что должна уметь армянская женщина, уважать и чтить местные обычаи, говорить на армянском языке. Но когда Рузанне пришло время поступать в школу, решила, что учиться ее дочь будет только на русском языке. В Армении тогда были и русские учебные заведения, однако по правилам той республики, если папа армянин, ребенок должен был поступать в первый класс только национальной, школы. И Надя с Рузанной переехала обратно в Пермь. А Саркис остался на родине. Такое вот испытание они устроили себе.
Любовь – не картошка. Через год Надя с дочкой снова прибыли в Степанаван. Рузанне, закончившей первый класс в России, в Армении разрешили учиться в русской школе.
И всё у них шло хорошо, пока в декабре 1988 года не случилось землетрясение. Информационные агентства того времени сообщали: полностью разрушен город Спитак и 58 сёл; частично разрушены Ленинакан, Степанаван, Кировакан и ещё более 300 населённых пунктов. Погибли около 25 тысяч человек, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности землетрясение охватило около 40% территории Армении. Причиной огромного количества жертв стала низкая сейсмоустойчивость зданий, халтурно построенных в эпоху «застоя», и отсутствие специальной спасательной техники.
Они не погибли, потому что во время успели выскочить из дома. Некоторое время жили в палатках. И вновь случилась катастрофа – теперь уже в виде необъявленной войны с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Турция закрыла границу с Арменией и организовала ее экономическую блокаду. Найти работу в стране стало невозможно. Строительная фирма, в которой Саркис был водителем грузовика, заключила договор с Рязанским дорожным управлением. Переехать в Россию можно было только через перевал. Семья Казарянов ехала на саркисовом грузовике: папа за рулем, мама и дочка рядом в кабине. Зима, на перевале страшный холод. Тёплые вещи и деньги отбирали бандиты. «Наставят на тебя ружье, хочешь, не хочешь – отдашь», — вспоминает Надежда. Как выжили — самой не понятно.
Подвиг матери
В Рязани жизнь шла спокойно и размерено. Рузанна радовала папу с мамой успехами в школе и в бальных танцах. В 1993 году случилась то, что поделило жизнь на две части. Как-то в разгар летних каникул Рузанна гуляла со сверстниками во дворе дома. Вдруг девочка почувствовала слабость, которая быстро распространялась по всему телу. У нее подкосились ноги. Когда Рузанну внесли в дом, уже не держалась голова. В больнице поставили страшный диагноз: инфекционный миэлит – острое воспаление спинного мозга с параличом конечностей.
Им пришлось учиться жить заново. Семья вернулась в Пермь. Больница, санаторий, снова больница… Недаром говорится: в своем доме и стены помогают. Родители старались сделать всё, чтобы Рузанна не чувствовала себя оторванной от жизни. Двери их небольшой квартиры всегда были открыты для ровесников девочки, они приходили постоянно, с гитарами, с тортами. Устраивали чаепития, пели, разговаривали. Учителя из ближайшей 135-й школы стали учить Рузанну на дому. В благодарность она старалась учиться как можно лучше. Ее фотография до сих пор на стенде «Ими гордится наша школа». Учитель рисования, заметив способности девочки, помогла развить так, что Рузанна в 2004 году стала лауреатом международной премии «Филантроп» в номинации «За сохранение традиций народного искусства». На конкурс она представила расписанные ею подносы.
Как-то девушку пригласили на репетицию ансамбля спортивных танцев, действующего при краевом обществе Всероссийского отделения инвалидов. С тех пор она с «Гротеском» не расстается. Объехала с ним чуть ли не полмира. Родители всячески поддерживают ее новую страсть.
В «Гротеске» мама Рузанны тоже стала своим человеком: помогает шить костюмы, создавать реквизит, переодевать танцоров перед соревнованиями, делит с ними радости побед и огорчения от неудач.
В прошлом году Надежда Казарян стала победительницей фестиваля «Женщины Перми» в номинации «Женщина-мать, достойно воспитывающая детей». Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков вручил ей во время торжественной церемонии награждения диплом и цветы. Вот как писала об этом газета для инвалидов «Здравствуй!»: Рядом с Надеждой Ивановной была ее дочь Рузанна, которая, как никто, знает истинную цену самоотдачи своей мамы, для которой личная жизнь целиком и полностью растворена в планах, надеждах, буднях и праздниках своей дочери. Свои награды и победы российского, европейского и мирового достоинства, а самое главное – свои личные достижения девушка с полным правом может разделить со своей мамой.
Поистине, Н. И. Казарян не только сохранила семейный очаг, она дала своему ребенку все, чтобы он в свою очередь приносил славу нашему краю».
«Тормоза включают трусы»
Это один из девизов Рузанны. Он означает, что ее танцевальная коляска, как и у всех участников ансамбля, не имеет тормозов. Иначе невозможно показать необходимую стремительность в румбе, томную пластику в танго, вдохновенное скольжение в вальсе… Ни в коем случае не рекомендую брать на вооружение этот девиз водителям автомобилей.
Коляска для Рузанны – как продолжение собственного тела. Она виртуозно владеет этим, как-то не хочется даже говорить «механизмом», хотелось бы сказать – органом. Но чтобы добиться такого слияния, такого взаимопонимания с неодушевленным предметом, потребовались упорные тренировки, на которых Екатерина Манохина учит с воих танцоров, прежде всего, умению падать, а потом всему остальному.
Придя домой после той поездки на поезде «Москва – Пермь», я включила компьютер и прочитала всё, что нашла, о спортивных танцах на колясках. Оказывается, они впервые появились в Великобритании в конце 1960-х годов и к середине 70-х распространились по всей Европе. Первый чемпионат Европы состоялся в Швеции в 1997 году. В том же году появились первые танцоры-колясочники в России. Первый чемпионат мира был организован в Японии в следующем году. А в Перми танцевальные пары появились два года спустя. Проект организации ансамбля спортивных танцев на колясках получил грант от благотворительного фонда Джорджа Сороса – американского финансиста, инвестора и филантропа, сторонника теории открытого общества. Первые танцевальные коляски и первые костюмы для участников «Гротеска» приобретены как раз на его средства.
Поездки танцоров на соревнования оплачивает краевое Агентство по спорту и физической культуре. Профилакторий «Энергетик» предоставляет безвозмездно зал для тренировок. Поддерживает и Пермская федерация физической культуры и спорта…
Казалось бы, такая благосклонность создает «парниковые» условия для танцоров «Гротеска». Но не надо забывать, что все участники ансамбля – инвалиды I группы. И никакие «парники» не чрезмерны, чтобы Рузанна и ее партнеры могли танцевать, радовать танцами себя и весь мир!