Новости
Новости
14.11.2024
13.11.2024
18+
Интервью

Как стать центром местного сообщества

Как сделать музей, библиотеку, дом культуры, театральную студию или некоммерческую организацию центром притяжения для жителей города, района, поселка? Полуфиналисты конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел», который проводит Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, делятся своим опытом преображения учреждения культуры в общественное пространство, в центр местного сообщества.

Александр Литвинцев, Забайкальский край, Нерчинский краеведческий музей

Литвинцев

В современной экономической ситуации музеям волей-неволей приходится становиться центрами общественной жизни. Ведь бюджетное финансирование сокращается, приходится зарабатывать самим. В таких условиях музеям приходится перетягивать на себя функции других учреждений культуры, в частности, по проведению всевозможных мероприятий. В этом есть большой плюс – расширяется наша целевая аудитория.

Моя мечта — уйти от старой и привычной концепции, что в музее ничего нельзя трогать руками, нужно ходить молча и, не перебивая, слушать экскурсовода. Мы пробовали разрушить эти стереотипы — разрешили гостям прикасаться к некоторым экспонатам. Наши маленькие посетители были в восторге, но старое поколение музейных работников восприняло такое новшество «в штыки». Нужно найти способы тотального переосмысления основополагающих ценностей, тогда ситуация изменится.

И еще – музей обязательно должен быть центром семейного досуга, чтобы дети могли прийти в любое время и свободно поиграть на отведенной территории, а молодежь пообщаться. Мы планируем этим заняться. Наш музей находится во дворце знаменитого нерчинского золотопромышленника и мецената Михаила Дмитриевича Бутина, и в сентябре нам сдадут огромную реконструированную территорию. 1-2 зала станут своеобразной интерактивной площадкой для общения, там будет экспозиция, связанная с современной жизнью города.

Успешное участие в конкурсе «Культурная мозаика» помогло бы решить такие проблемы, как дефицит финансирования на новые творческие проекты и изменение отношения самих жителей города к музею, как к объекту культуры.

Екатерина Поскрякова, Иркутская область, п. Молодежный, Спортивно-культурный центр

Поскрякова

Нашей цирковой студии уже пять лет. Раньше мы работали в селе, и к нам ходило много школьников. Из-за конфликта с администрацией школы, на базе которой была студия, пришлось переехать в город. В итоге потеряли часть своей целевой аудитории.

Однако мы боремся за наше детище. Считаем, что детям нужно где-то заниматься, где-то себя реализовывать. Я не думаю, что наша студия когда-то станет центром местного сообщества, потому что занятие цирковым искусством — сугубо узкое творчество, которое может быть по душе далеко не каждому. Это будет не центр, а общественная территория, на которой одни дети смогут себя реализовать, а другие, на их примере, увидят, что нет ничего невозможного.

Наша главная задача – преодолеть административные препоны в поселке, куда мы хотим вернуться, сформировать положительную историю цирковой студии и найти хорошее помещение с высокими потолками, подходящими окнами и со специальным оборудованием. А дети к нам пойдут, это точно!

Людмила Кондратьева, Омская область, пос. Ростовка, Централизованная библиотечная система Омского муниципального района

Кондратьева

Когда я пришла работать в поселковую библиотеку, меня поразило, что в ней продолжает действовать устаревшая, совдеповская система, в высшей степени непривлекательная. Нечего было и говорить о том, что такая библиотека может стать общественным пространством. Правда, старушки приходили — пообщаться, попить чайку…

Ситуация кардинально изменилась, когда мы взялись за реформы. Начали с оформления «фасада»: выкинули старую мебель, перешерстили фонд, заменив его на красочные, современные книги, начали ремонт. Библиотека стала просторной, с легким доступом к литературе, с хорошей игровой зоной. Здесь много интересных книг в ярких обложках, развивающих игр. В наш семейный клуб стали приходить молодые мамы с маленькими детьми. Школьники делают здесь уроки, самостоятельно берут с полок книги, участвуют в конкурсах. Электронная система, бесплатный Wi-Fi, большой фонд современной литературы привлекают в библиотеку молодежь. Скоро откроется конференц-зал, в котором мы будем устраивать обучающие и развлекательные мероприятия, а учителя смогут проводить классные часы. Много мероприятий в библиотеке направлено на людей старшего поколения.

Жизнь заставляет нас отходить от старых методов проведения мероприятий. Все занятия, игры, конкурсы мы проводим теперь с использованием мультимедиа. В интерактивной форме рассказываем юным посетителям о писателях, показываем книги и картинки, обыгрываем сюжеты сказок и стихов. Еще один инструмент позиционирования библиотеки в детской среде, который мы используем, – кукольный театр. Наши юные гости от него в восторге.

Свежесть и новые методы работы стали привлекать в библиотеку большое число посетителей, и она постепенно становится центром общественной жизни.

Юлия Булдакова, Иркутская область, Тулунская городская общественная организация поддержки социальных молодежных проектов и творческих инициатив «Тулун.ру»

Булдакова

В Тулунский краеведческий музей ходит очень мало народа, он просто не интересен населению, ведь сотрудники не используют в своей работе новых форм и боятся изменений. Как некоммерческая организация мы пытаемся вывести музей на современные рельсы: привлекаем сюда добровольцев нашей организации, а также молодежь, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации, занимаемся с ними народным творчеством, лепкой, рисованием, созданием мультфильмов. Однако на своем пути постоянно встречаем препоны со стороны музейных работников.

Хорошо, что нам удалось заручиться поддержкой администрации Тулуна, и она, со своей стороны, давит на музей. Думаю, в итоге у нас все получится, и в наш музей потянутся люди.

Оксана Крынина, Омская область, р.п.Большеречье, Историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская»

Крынина

Чтобы музей стал общественным, он должен быть интересным всем — от мала до велика. Когда его полюбят местные жители, можно будет говорить о том, что он заинтересует и посетителей с других территорий. Поскольку деревенские малые города не избалованы местами для живого общения и слияния разных интересов, эти функции может взять на себя музей. Он вполне может стать и обучающей площадкой, и площадкой для проведения каких-то событий, и развлекательным центром.

Наш музей очень молодой, как структурное подразделение он образовался в прошлом году. Чтобы стать общественным пространством, нам нужно время, личная история и грамотные специалисты, с которыми на селе очень сложно, и, конечно же, финансирование.

У нас большие планы на будущее. Мы расширяем территорию, обогащаем объекты, наполняем их этнографией, привлекаем заинтересованных людей, кто бы нам помог не только финансами, но и советами, дизайнерскими решениями, новыми формами. Скоро мы поедем по деревням с проектом «Фольклорный обоз» — будем собирать фольклор, этнографию, знакомить людей с деятельностью музея. Это будет своеобразная открытая площадка для общения и обмена опытом. Мы посетим и частично заброшенные территории, где люди живут консервативно, зажато, замкнуто. Мы для них – глоток свежего воздуха.

Фото: Елена Ноздрачева

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике