Всеобщая компьютерная грамотность
Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет назад, по-прежнему остаются среди самых востребованных. Знакомство с компьютером существенно меняет к лучшему жизнь пенсионеров, позволяя ориентироваться в современном мире, открывая новые пространства для общения и технологические возможности, облегчающие быт. В подобных программах заинтересовано и государство – увеличение числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.
Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются методические разработки. Об одной из них рассказала Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко: «По итогам одного из проектов, поддержанного фондом, — «Ресурсного учебного центра высоких технологий» в Санкт-Петербурге — был разработан специальный учебно-методический комплекс, который отвечает реальным потребностям пожилых людей. Он ориентирован на использование бесплатных программ, навыки создания, например, семейных фотоальбомов и не делает упор на ненужные пожилым людям офисные программы».
В последнее время появляются курсы для «продвинутых» пенсионеров, которые не просто знакомятся с основами компьютерной грамотности, учатся разговаривать по скайпу и оплачивать услуги в интернете, но и осваивают более сложные программы, например, Photoshop и аудио-редакторы. Запросов на подобное обучение становится все больше.
Онлайн-статус для души и для работы
Компьютерные навыки повышают шансы пенсионеров на трудоустройство или сохранение рабочих мест, — об этом свидетельствует трехлетний опыт программы «Статус: онлайн», которая реализуется Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». «Когда мы увидели, что искать новую работу пожилым людям достаточно трудно, во всех регионах в программу были добавлены специальные занятия по онлайн-поиску вакансий и составлению резюме, а также организованы встречи с местными центрами занятости и потенциальными работодателями», – говорит Екатерина Лёвшина, управляющий по работе с общественными организациями.
Помощь в трудоустройстве – основная задача центра «Содействие», созданного для поддержки медиков, которые в процессе реформы здравоохранения потеряли работу. В центре занимаются поиском вакансий и переподготовкой врачей, медсестер, младшего медперсонала — по тем специализациям, которые наиболее востребованы в регионе. «Около 40% медработников, обращающихся в наш центр, это люди пенсионного возраста. На сегодняшний день это более чем 1600 человек», — рассказывает Константин Царанов, директор центра «Содействие».
Садовый дизайн, арт-терапия, английский, танцы…
Некоторые центры занимаются разносторонним образованием пожилых людей. Широкий спектр программ предоставляет, например, Университет пожилых «Серебряный возраст». Кроме компьютерной грамотности и садового дизайна здесь есть курсы английского языка – разных уровней, танцевальная, кино- и арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность, «гимнастика для мозга» и др. – всего более 15. «Многие направления возникли, что называется, «по просьбам трудящихся», — поясняет Евгений Мачнев, председатель попечительского совета университета пожилых «Серебряный возраст». — Мы выясняли, какой интерес у людей, чему они хотят учиться. Часть вещей возникала по запросу: «Ребята, научите нас», а часть – даже по такому запросу: «Я могу этому научить». Арт-терапия, например, так появилась».
Ориентироваться в пространстве услуг и сервисов пенсионерам помогает интернет-портал «Баба-Деда». Спрос на образовательные услуги стабильно высокий: популярны и востребованы практически все обучающие программы, представлены на сайте. «За пределами Москвы и Санкт-Петербурга предложений гораздо меньше, а спрос такой же, как и в крупных городах, — говорит Анастасия Лазибная, руководитель портала «Баба-Деда» и сообщества работодателей «Компании для всех возрастов». — Образуются очереди, поэтому люди часто присылают нам заявки сразу на несколько обучающих курсов своего города».
Волонтерский ресурс
Волонтерство – общий элемент практически всех образовательных программ для пожилых. Пенсионеры охотно используют любую возможность поделиться знаниями и умениями, направить свою энергию на помощь другим.
В центре «Содействие», например, волонтерская программа появилась, когда выяснилось, что не все пожилые люди, лишившись работы, готовы к поиску новой и переквалификации. «Многие из них отдали своей профессиональной деятельности 25-30 лет, и у них нет планов продолжать медицинскую карьеру, осваивать новые технологии или переучиваться на другую специальность, — говорит Константин Царанов. — Но это люди социально активные, деятельные, они хотят и дальше оставаться полезными своей семье, обществу и родному городу. На нашу первую программу «5 шагов к волонтерству» записались не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшер, акушерка и лаборант».
Пожилым волонтерам было уделено особое внимание и на государственном уровне — при организации Олимпийских игр в Сочи в волонтерской команде их было 1800 человек. «Эти люди – совершенно недооцененный ресурс экономики: они могут, умеют и знают очень многое», — уверена Марина Починок, вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014».
Геронтообразование: в чем специфика
Обучению пожилых людей посвящена отдельная наука – геронтообразование, или герагогика. Она помогает опираться на преимущества, которые дает возраст, и избегать сложностей, связанных с возрастными ограничениями. «Для людей группы 55+ нужен особый подход, учитывающий их физиологические, умственные и социально-эмоциональные особенности, и это не только наше собственное наблюдение, это — общемировая практика», — отмечает Константин Царанов.
«Герагогика близка к педагогике, — развивает тему Евгений Мачнев. — Не то чтобы все «по-детски» должно происходить, но нужна наглядность, образность, порционность. Важно сразу же давать практическое применение полученных знаний. И обязательно обращаться к опыту самих участников. В этом основное отличие от педагогики: у детей опыта нет, а у пожилых он очень большой».
Обязательно следует учитывать возрастные изменения. «К пенсионерам нужен особый подход, — отмечает Екатерина Лёвшина. – Поэтому в нашей программе задействованы тренеры, у которых есть опыт работы именно с ними». Например, у пожилых людей часто наблюдается некоторая зажатость рук, для разработки мелкой моторики им предлагается освоить несложные компьютерные игры или научиться рисовать. По особой программе обучаются люди с ослабленным зрением – они используют специальное оборудование с «говорящими» клавиатурами.
Деликатное обучение
Большое внимание требуется уделять психологии. Обучение должно строиться с особой деликатностью – люди «серебряного возраста» очень чувствительны. Только в доверительной атмосфере взаимного уважения может быть построен продуктивный процесс. «Необходимо избегать ситуаций, которые могли бы поставить пожилого человека в некомфортное, унизительное положение. Затаенная обида пожилого человека может разрушить его отношения с вами навсегда. Не следует использовать назидательный, нравоучительный тон в общении с пожилыми, пытаться диктовать и отстаивать свою точку зрения», — поясняет Юлия Мальцева, замдиректора АНО САП «Серебряный возраст». «Конечно, необходимо соблюдение статусов. Это похоже на принцип обучения топ-менеджеров: нельзя менять человеку статус без его согласия», — добавляет Евгений Мачнев.
Существуют проблемы и культурологического свойства: в нашем обществе, человека объявляют «старым» гораздо раньше, чем во многих других странах. «Образ старости», который транслируется, отнюдь не позитивный. «Есть некоторые моменты в обучении, которые требуют более глубокой проработки, внимания и терпения, — делится Константин Царанов. — Речь идет, например, о негативных стереотипах относительно старости, которые имеются у наших слушателей и их заниженной самооценке. Разрешение этих психологических моментов одна из основных задач нашей образовательной деятельности».
Стереотипы обывателя и работодателя
«Самое важное в нашей работе – изменить предвзятое отношение к пожилому человеку как к социальному иждивенцу; поддержать общественные инициативы, способствующие повышению качества жизни в этом возрасте, в том числе, с помощью образования. Столь же необходимо убедить самих пожилых людей, что учиться можно и нужно в любом возрасте», — считает Мария Морозова.
Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений. Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов. О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом. Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием».
Предвзятость проявляется в полной мере при трудоустройстве – практически во всех областях существует возрастная дискриминация. «Для меня оказалось неожиданным, что тема трудоустройства настолько критична в России для людей пенсионного возраста, — говорит Анастасия Лазибная. — Они очень хотят работать и не всегда ради заработка; они уже не верят, что кто-то готов предложить им работу не грузчиком или вахтером/уборщицей; к нам уже приходят и люди 40 лет, которые также страдают от возрастной дискриминации. Мы задумались о том, что надо мотивировать работодателя, ломая его стереотипы относительно людей за 45-50 лет. Запустили направление КВВ (компании для всех возрастов) и занялись этим».
История с продолжением
В образовании пожилых людей очень важно то, что оно должно продолжаться: почувствовав вкус к новому, погрузившись в общение, они не хотят возвращаться к прежнему образу жизни. «Мы сначала думали, что у нас люди после обучения просто получат сертификаты/дипломы и уйдут, а они никуда не ушли. Говорят: «Учите нас чему-нибудь еще», — рассказывает Евгений Мачнев. — То есть возникла проблема, куда девать активных пожилых. Отсюда и появились различные волонтерские центры, пресс-центры и т.п.»
Запрос на продолжение есть практически у всех образовательных программ. «Мы отдаем себе отчет в том, что пенсионеры, выбравшись из дома и окунувшись в насыщенную событиями жизнь курсов, не хотят останавливаться на достигнутом, — говорит Екатерина Лёвшина. — Они научились работать на компьютере, стали более активными, расширили свой круг общения. Выпускники курсов хотят учиться дальше и применять полученные навыки на практике. Они готовы участвовать в разнообразных семинарах, мастер-классах, вебинарах, чемпионатах, олимпиадах. Многие выпускники программы становятся волонтерами как на курсах компьютерной грамотности «Статус: онлайн», помогая новым ученикам, так и в других проектах НКО».
«Самый главный драйвер для людей после 55 — это собственная полезность, ощущение причастности, востребованности, понимание того, что твой опыт полезен, и твоя жизненная мудрость тоже кому-то нужна», — уверена Марина Починок. Именно эти возможности дают образовательные проекты.