Эксперты делят пропавших без вести на несколько основных групп: пожилые люди с расстройствами памяти и люди с различными психическими заболеваниями и фобиями; охотники, рыбаки, грибники (чаще всего пропадают в лесу и безлюдной местности); несовершеннолетние, сбегающие из детских домов, после ссор с родителями или в поисках приключений; жертвы насилия и похищения; потерявшиеся дети.
По закону, если пропал человек, его родственники могут подать заявление об исчезновении в любое близлежащее отделение полиции, которое должно незамедлительно заняться поисками пропавшего. Но, как правило, реакция полиции, особенно если исчез взрослый человек, зачастую бывает неспешной, а в розыске пропавших время имеет приоритетное значение, особенно когда речь идет о детях. В последние годы в поисках пропавших людей активное участие стали принимать волонтеры, которые часто берут на себя инициативу и основную работу по ведению поисков.
По разным оценкам, в год в России пропадает от 50 до 100 тыс. человек. По данным МВД, в 2011 году в России было объявлено в розыск 64,5 тыс. человек, из которых более 21 тыс. — несовершеннолетние. В 92% случаев удается установить местонахождение взрослых, в 98-99% случаев — местонахождение детей. Как отмечают в МВД, число детей, находящихся в розыске, за последние годы сократилось: если в 2009 году в розыске находились 21 634 несовершеннолетних, то в 2014-м – 9113 подростков.
«Лиза Алерт»
Это одно из самых активных некоммерческих движений волонтеров-поисковиков. Поисково-спасательный отряд был создан в 2010 году группой московских волонтеров, участвовавших в поиске пропавшей в Орехово-Зуеве пятилетней девочки Лизы Фоминой. Девочку тогда не удалось спасти — во многом потому что было упущено драгоценное время: масштабные поиски начались слишком поздно, поисковики опоздали на сутки, девочка погибла от переохлаждения. Этот трагический случай дал импульс развитию волонтерского движения, цель которого – оперативно реагировать на исчезновение людей, прежде всего детей, и содействовать их поиску.
Фото: vk.com/club40062267
За пять лет у «Лизы Алерт» сложилась разветвленная сеть подразделений по всей стране, накоплен богатый практический опыт проведения широкомасштабных поисковых операций, взаимодействия в процессе поисков с другими добровольными поисковыми отрядами, полицией, МЧС, СМИ и интернет-сообществом.
«Лиза Алерт» действует в основном в Москве и Московской области, но поисковики готовы прийти на помощь в любой точке страны, выехав на место или подключив к поиску партнеров из других отрядов. В поисково-спасательном отряде при поддержке компании «Билайн» действует круглосуточная бесплатная горячая линия 8-800-700-54-52.
Помимо непосредственной работы по поиску пропавших людей, волонтеры «Лизы Алерт» проводят многочисленные мероприятия с целью привлечения внимания к данной проблеме. Так, в мае 2014 года «Лиза Алерт» установила в одном из московских парков передвижную инсталляцию «Памятник пропавшим детям», которая уже побывала в нескольких регионах, где действуют отряды «Лизы Алерт», в том числе в Брянске и Кирове.
Инсталляция представляет собой большие стеклянные песочные часы, внутри которых находится кукла маленькой девочки. Это напоминание о том, что время — самое драгоценное при поиске детей, что промедление может стоить жизни.
Фото: vk.com/club40062267
Ассоциация «Поиск пропавших детей»
В ассоциацию входят 53 волонтерских организаций России, а также несколько объединений из Украины и Белоруссии. По данным ассоциации, количество активных волонтеров составляет порядка 8 тыс. человек, а число членов поисковых сообществ в интернете — около 400 тысяч.
Содружество волонтеров вознило на базе сайта PoiskDetei.ru — первого профильного волонтерского сайта в России по поиску пропавших детей — и интернет-форума волонтеров-поисковиков. Сайт был запущен в мае 2009 года после поисков пропавшей в Москве 14-летней девочки Ани М. После гибели Лизы Фомкиной сайт и форум начали активно развиваться, стали возникать волонтерские группы в соцсетях. К декабрю 2010 года число людей, заявивших о своем желании участвовать в поисках пропавших детей, выросло до 800 человек — обращались люди со всей России, с Украины и из Беларуси. Поэтому было принято решение объединить усилия волонтеров в ассоциацию.
За пять лет работы Ассоциации «Поиск пропавших детей» при участии волонтеров было найдено более 2,5 тыс. детей и 600 взрослых, проведено более 200 рейдов против детской эксплуатации. Ежедневно в производстве ассоциации находится порядка 150 поисковых дел. Создано информационное агентство и благотворительный фонд «Поиск пропавших детей», регулярно проводятся занятия и учения по методикам проведения поисково-спасательных операций, первой медицинской помощи, ориентированию, работе со специальными техническими устройствами.
По единой схеме
Практически в каждом регионе России есть свои волонтерские поисково-спасательные отряды, например, ярославский волонтерский отряд «ЯрСпас», сахалинский поисково-спасательный отряд «СОВА«, читинские волонтерские движения «Клуб «Диверсант» и «Поисковый отряд им. Кости Долгова» и др. Многие из них входят в более крупные волонтерские объединения по розыску пропавших людей.
Все поисково-спасательные отряды действуют по единой схеме. Как только появляется информация о пропаже ребенка или взрослого, волонтеры собирают всю имеющуюся информацию, которая может оказаться полезной в поисках, распространяют сведения о пропавших детях в интернете и в СМИ, расклеивают листовки с приметами пропавшего, проводят опросы жителей той местности, где пропал человек, и незамедлительно начинают поиск с привлечением профессиональных спасателей и кинологов. Среди волонтеров есть и психологи, которые при необходимости оказывают профессиональную помощь родственникам пропавших.
Фото: www.facebook.com/groups/337172899779553/
Взаимодействие волонтеров и власти
В своей нелегкой работе волонтеры-поисковики не могут не взаимодействовать с местными властями, прежде всего, с правоохранительными органами и МЧС. Такое взаимодействие является приоритетным. Волонтеры отмечают, что они ни в коей мере не пытаются подменить собой МВД, СК, МЧС и другие специальные государственные службы, а сотрудничают с ними в рамках законодательства РФ и международных норм права.
Совместные проекты
Волонтеры-поисковики постоянно ищут новые формы решения проблемы поиска пропавших людей и выступают инициаторами их реализации. Например, поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» в апреле 2015 года направил письмо начальнику Московского метрополитена Дмитрию Пегову с предложением размещать на сайте Vmet.ro объявления о пропаже людей. Сайт является стартовой страницей бесплатного Wi-Fi в столичном метро и одним из самых посещаемых с мобильных устройств сайтом в Москве. Размещение на сайте фотографий пропавших, их примет, контактов родственников и обстоятельств исчезновения поможет в поиске людей, пропавших не только в Москве, но и в регионах — если есть данные, что они могут находиться в столице или проезжали через Москву транзитом.
Осенью 2014 года «Лиза Алерт» и портал «Активный гражданин», на котором сейчас зарегистрированы свыше 1 млн москвичей, начали совместную акцию по сбору и передаче данных о потерявшихся людях.
Вместе с текущими опросами по важным городским проблемам по мере поступления сообщений о пропаже людей в систему транслируются приметы и фотографии разыскиваемых людей. Ориентировки на людей, поиск которых ведут волонтеры отряда «Лиза Алерт», видны тем пользователям системы, которые отметили в своем профиле район исчезновения и соседние с ним. В случае пропажи ребенка приметы транслируются на коммуникаторы всех без исключения пользователей вне зависимости от географической привязки. Зарегистрированные пользователи могут оперативно реагировать, если вдруг они видели пропавшего человека, распечатать листовки с приметами и распространить их в районе, а также заявить о своей готовности участвовать в поисково-спасательной операции другим способом. Только за первые две недели работы проекта с помощью приложения «Активный гражданин» живыми были найдены пять человек, еще двое были обнаружены мертвыми.
Национальные центры поиска
Ценность сотрудничества с поисковыми отрядами отмечают и в МВД, и в МЧС. В последние годы при содействии государственных органов появилось несколько центров, в том числе занимающихся поиском пропавших детей и профилактикой похищений.
Для более эффективного содействия правоохранительным органам и структурам гражданского общества в поиске пропавших несовершеннолетних в 2008 году Общественная палата РФ, Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление» в сотрудничестве с ГУ МВД по Москве создали Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям «Не допусти!». Сами организаторы определили его как комплексный социальный проект по защите детей от похищений, противоправной эксплуатации и жестокого обращения, одна из основных задач которого – поставить возможности высоких технологий на службу делу защиты и безопасности детей, обеспечению их полноценного развития и саморазвития. Центр вошел в Глобальную сеть центров помощи пропавшим детям GMCN под эгидой Международного центра поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC), Международную ассоциацию горячих линий по борьбе с противоправными действиями в интернете (INHOPE), Европейскую сеть информационно-просветительских и консультационных интернет-центров для детей (Insafe). Центр финансируется за счет государственной поддержки. Одно из направлений работы центра – поиск пропавших детей. Действует круглосуточная бесплатная горячая линия 8-800-505-51-23.
В конце мая 2015 года, чтобы координировать работу волонтеров, полиции и служб спасения, в Москве открылся Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. Учредителями центра стали Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Лига безопасного интернета, общественная организация «Муниципальный щит Москвы» и Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного законодательством контента. При центре работает горячая линия для обращений о пропаже детей: 8-888-888-88-88.
Площадки для сотрудничества
Еще одна сторона взаимодействия волонтеров и власти – профилактическая и законотворческая. Представители ассоциации «Поиск пропавших детей» входят в экспертные советы Общественной палаты РФ, Следственного комитета России и МВД РФ, активно участвуют в работе рабочих групп Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ, участвуют в круглых столах в качестве экспертов.
При активном сотрудничестве с МЧС и Российским союзом спасателей организованы курсы первой помощи, обучение волонтеров-поисковиков, семинары по безопасности и лекции для детей, публикуются методические материалы и памятки для родителей и детей о том, как себя вести, если вы потерялись в лесу, в городе, в транспорте, как обезопасить ребенка от возможного похищения и пр.
Цифровые технологии в помощь поисковым отрядам
Волонтеры активно внедряют новые технологии в своей работе, и в этом им помогают не только государственные службы, но и частные предприниматели.
Так, в феврале 2013 года «Лиза Алерт» и платежная система QIWI начали сотрудничество по поиску пропавших людей: в каждом QIWI-терминале после завершения платежа стал появляться баннер с фотографией пропавшего человека и контактами, по которым можно сообщить информацию о нем.
До конца 2016 года в Красноярске на автобусных остановках должно быть установлено около 10 жидкокристаллических информационных экранов, на которых, наряду с данными о движении общественного транспорта и сведениями о загруженности транспортных магистралей будет транслироваться информация о пропавших людях. Об этом с частной коммерческой организацией, устанавливающей экраны на остановках, договорились Благотворительный фонд имени Людмилы Пимашкиной и общественная организация «Поиск пропавших детей – Красноярск«.
С 2012 года добровольцам поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» во всех региональных поисках помогает компания «Билайн», представляя отряду мобильную связь, осуществляя таргетированную СМС-рассылку, работая над решениями и технологиями, помогающими в поиске людей. С июля 2015 года поддержку волонтерам-поисковикам оказывает и компания «Мегафон».