Зато есть масса других преимуществ. Преимущества становятся все более заметными по мере того, как растет сектор НКО и профессионализм организаций, его образующих.
Во-первых, работа в НКО – всегда работа «со смыслом». Как раз за этим часто приходят в некоммерческий сектор люди из бизнеса. В какой-то момент человек, зарабатывающий хорошие деньги, задает себе вопрос: а для чего все это? Ему хочется понимать смысл своих усилий, осознавать, что его труд важен для людей и представляет ценность для общества. И этот человек приходит к тому, что ради работы «для души» можно пойти на потери в зарплате. Таких случаев осознанного отказа от карьеры в бизнесе в пользу работы в НКО становится все больше, это уже тенденция. Ее еще несколько лет назад предсказывали исследователи гражданского общества, и вот она сложилась.
Во-вторых, работа в НКО позволяет приобрести новые компетенции, получить разносторонний опыт и обрасти новыми профессиональными связями. Людей мало, рук вечно не хватает, и часто в НКО все делают всё. Это прекрасная возможность для молодых сотрудников – попробовать свои силы, научиться совершенно разным вещам, испытать себя на прочность и понять, чем ты хочешь заниматься дальше. Но, рассматривая НКО как стартовую площадку для профессионального роста, нужно понимать, что общественные организации, точно так же, как бизнес или государственные органы, ищут людей с опытом работы. Если его нет, можно попробовать для начала побыть волонтером.
В-третьих, работа в некоммерческой организации – это шанс проявить инициативу, реализовать свои проекты, возможность ставить и решать интересные задачи. НКО, конечно, все по-разному управляются, есть примеры авторитарного руководства, но все-таки предположу, что среди НКО гораздо больше «бирюзовых» организаций (в классификации Федерика Лалу – демократически управляемые организации, с большей свободой в принятии решений, без жесткой вертикальной иерархии подчинения в качестве главного принципа деятельности). Работу в такой организации часто ищут люди зрелые, с большим профессиональным и жизненным опытом, умеющие самостоятельно мыслить и генерировать жизнеспособные идеи. Свои карьерные амбиции они, как правило, уже успели удовлетворить, и теперь их больше интересует возможность реализовать творческий потенциал.
В-четвертых, НКО в основном более гибко, чем другие структуры, подходят к вопросам организации труда. Ресурс ограничен – нестабильное финансирование, нет собственного помещения или есть, но мало места, маленький штат, а значит бесконечные переработки, зарплаты пониже, чем в бизнесе, — и при этом нужно как-то конкурировать за людей. Неважно, сознательно или невольно, НКО здесь оказываются в русле мировой тенденции: хочешь привлечь и удержать ценного сотрудника – нужно отвечать его индивидуальным запросам и ожиданиям. Например кто-то может пачками выдавать гениальные идеи, но только сидя дома, в библиотеке, парке, где угодно. Посади такого человека на восемь часов в офис — и он чахнет, не может нормально работать… Способность работодателя удовлетворять персональные потребности сотрудников сегодня ценится все выше. Крупным организациям обеспечить индивидуальный подход сложнее, и это большое преимущество НКО на рынке труда, которое важно правильно использовать. Потому что люди – самый дефицитный ресурс, потому что они выгорают – не только от переработок, но и в силу специфики деятельности некоммерческих организаций. НКО занимаются острыми общественными проблемами, помогают больным, нуждающимся, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, пострадавшим от насилия. Часто это работа с бедой и с болью. Сотрудники благотворительных организаций, бывает, сталкиваются с потребительским отношением тех, кому помогают, случается, от сотрудников НКО требуют то, чего они не могут дать, или требуют так, словно они обязаны это делать… Все это давит на человека, поэтому опытные НКО обязательно уделяют внимание проблеме выгорания.
В-пятых, в НКО в большинстве случаев нет возрастного ценза. Работая над проектом «Шаг вперед», мы убедились, как трудно сегодня найти работу людям старшего возраста. В коммерческом секторе, в государственных организациях предпочитают набирать сравнительно молодых сотрудников и охотно избавляются от старших. Но возможность работать в НКО для них не закрыта, здесь их опыт вполне может быть востребован.
То есть и молодежь, и люди среднего и старшего возрастов сегодня могут найти – и находят — работу в НКО. Это растущий и перспективный сегмент рынка труда, хотя бы потому что сам сектор – активно растущий и перспективный.
***
От редакции. Агентство социальной информации, Благотворительный фонд В. Потанина и «Группа STADA в России» завершают первый этап проекта о карьере в некоммерческом секторе «НКО-профи». Уже более полугода АСИ и медиапартнеры публикуют цикл интервью с крупнейшими профессионалами некоммерческой сферы (и этот цикл на АСИ уже решено продолжать). Работает субдомен «НКО-профи». И 24 апреля в Доме правительства Российской Федерации под эгидой правительственного Совета по вопросам попечительства в социальной сфере торжественно наградят победителей конкурса «НКО-профи» среди региональных журналистов и редакций. Победители конкурса в шести номинациях и спецпризеры приедут в Москву из разных городов страны. В церемонии награждения примет участие вице-премьер, глава совета Ольга Голодец.