Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

Голубыми дорогами Таймыра: как филолог и архитектор стали краеведами

Норильск – город достаточно молодой. В этом году ему официально исполняется 65 лет. Но это не означает, что история Норильска, одного из пяти самых северных городов мира, такая короткая. И хотя одна из достопримечательностей города – это первый дом, бревенчатое одноэтажное здание, построенное в 1921 году геологами группы Николая Урванцева во время второй норильской экспедиции, люди в этих краях жили не только 100 и 200 лет назад, но и в незапамятные времена.

Белые пятна Таймыра

«Таймыр, особенно окрестности Норильска – совершенно неизведанный край, белое пятно, причем это касается любой науки, в том числе геологии, хотя это может показаться странным на первый взгляд, — рассказывает Лариса Стрючкова, PR-директор КРОО «Клуб исследователей Таймыра» (КИТ). – Представьте себе: за всю историю Таймыра здесь была всего одна полноценная археологическая экспедиция – в конце 1960-х-начале 1970-х годов! Руководил ею сотрудник Ленинградского отделения Академии наук СССР Леонид Павлович Хлобыстин. Одним из результатов той экспедиции стало удревление истории Таймыра до трех тысяч лет: были найдены бронзолитейные предметы, свидетельствующие о том, что в IX-IV веках до нашей эры здесь жили люди, которые добывали руду.

Лариса Стрючкова
Фото: Слава Замыслов/АСИ

И вот нашими усилиями и благодаря гранту, который мы выиграли в 2016 году, в 2017 году мы провели комплексную археологическую экспедицию и нашли подтверждение того, что здесь был бронзовый век».

«Мы привезли сюда три группы археологов, плюс геофизика и палеонтолога, некоторые ученые подтянулись сами, прознав о том, что мы проводим экспедицию, — подхватывает рассказ Станислав Стрючков, председатель правления КИТа. — Мы нашли наконечники стрел, каменные орудия, причем, в больших количествах! Только мы вывезли 30 кг артефактов».

Станислав Стрючков
Фото: Слава Замыслов/АСИ

Краеведческо-археологическая экспедиция стала возможной благодаря гранту, полученному в 2016 году в результате победы на конкурсе социальных проектов, который компания «Норильский никель» проводит в городах своего присутствия по благотворительной программе «Мир новых возможностей». Тогда Лариса и Станислав Стрючковы представили проект «Тайны старого Норильска», который был продолжением проекта «Большая история большого Норильска», поддержанного администрацией города.

Стрючковы – активные участники конкурса «Норникеля», неоднократно становились его победителями. Вот и в прошлом году они вновь выиграли грант на проведение новой экспедиции.

«Наш новый проект «Голубыми дорогами Таймыра» является фактически пролонгированным общим проектом возвращения исторической памяти через краеведческие экспедиции, — поясняет Лариса. – Здесь любая археологическая экспедиция, и не только археологическая, сможет сделать открытие».

Как хобби превращается в профессию

Станислав и Лариса Стрючковы изучают историю Норильска и Таймыра более 20 лет. Лариса по профессии филолог, Станислав – архитектор, но любовь к своему краю, его истории и природная любознательность изменили их жизнь.

«Мы занимаемся краеведением в широком смысле. Сюда входит и география, и история, и этнография, и геология, и топонимика. Это все аспекты краеведения, наша жизнь. Но на самом деле это не мы занимаемся краеведением, это краеведение занялось нами, — говорит Станислав. – Мы с Ларисой на каком-то этапе своей жизни поняли, что в Норильске существуют огромные белые пятна, не искаженная история, которая понятна по разным идеологическим причинам, а просто неизвестная история города. Вот, к примеру, в архивах, в которых мы начали работать еще лет 20 назад, описи документов лежат нетронутыми вообще. То есть их до нас и кроме нас никто никогда не открывал! Вот как, подшили в свое время эти документы в папку и всё! Мы фактически первопроходцы, мы первые, кто открывает эти папки и смотрит документы. Понимаете? И там такое можно найти, в этих архивах, просто дух захватывает!»

«И вопрос не в том, что архивы не были доступны. Многие архивные документы доступны всегда, — продолжает Лариса. – Просто ими никто не интересовался. Вот мы были в Барнауле, работали в архивах по Норильску. Через 10 лет мы туда вернулись – та же картина. За 10 лет никто, кроме нас, не брал в руки эти описи и не смотрел эти папки. Но, если есть интерес, рано или поздно доберешься до документов. Та же картина в иркутских архивах».

А документы по Норильску есть в архивах не только самого Норильска, но и Москвы, Петербурга, Ярославля, Иркутска, Уфы, Барнаула.

Еще в начале 1990-х Стрючковы открыли издательство «Апекс», более 20 лет издают книги и журналы по истории края, пишут научные статьи, часто под общим псевдонимом Инна Лисс – «Исследователи неизвестного Норильска авторы Лариса и Станислав Стрючковы». В 2014 году они зарегистрировали общественную организацию «Клуб исследователей Таймыра» (КИТ), хотя фактически клуб существовал уже много лет. Сейчас Лариса работает над диссертацией. В 2016 году, опять же на грант «Норникеля» они открыли при КИТе Школу краеведа, которой руководит Станислав Стрючков. Два года школу поддерживал «Норникель», в этом году ее работа продолжается на средства президентского гранта.

Школа краеведа – обучающий проект. В нем есть лекционная часть, походная, издательская и командировочно-архивная часть. Слушатели в конце обучения сдают экзамены и получают сертификат об окончании школы, который дает им право водить экскурсии. «На сегодняшний день в школе больше 30 выпускников: каждый из них – готовый краевед, — хвастается Станислав. — Многие после выпуска продолжают заниматься своей темой. Исследование – это же большое удовольствие, это азарт, когда пазл сходится. Идет непрерывная трансляция краеведения по принципу ядерной реакции. Мы хотим создать преемственность, воспитать краеведов, которые бы передавали этот опыт и знания дальше».

На I Форуме социальных и культурных проектов Сибири и Дальнего Востока, который прошел в середине мая в Новосибирске, Школу краеведа назвали самым профессиональным проектом грантовой президентской программы.

 Развеять мифы

«Результатом того, что в иркутских архивах никто до нас из норильских исследователей не был, явилось то обстоятельство, что мы до сих пор считаем первыми строителями Норильского комбината заключенных, — рассказывает Лариса. — А это, оказывается, глубокая ошибка, потому что, как выясняется, его первыми строителями были золотопромышленники, вольные рабочие, которые приехали сюда в конце 1920-х годов. Именно тогда впервые зашел разговор о строительстве комбината. Мы сейчас подняли документы в иркутских архивах – там вообще полностью выпал пятилетний пласт — с 1930 по 1935 год. Это пятилетие истории Норильска практически никто не исследовал».

Лариса и Станислав уже много лет борются с расхожими мифами о Норильске и Таймыре: о том, что до советской власти здесь не было особо никакой жизни, что 1930-1950-е годы – это только страшная история ГУЛАГа, что Норильск – самый грязный город в мире, что жить на севере невозможно и прочее и прочее.

«Мы считаем совершенно обоснованно, что Норильск – центр интеллектуальной жизни. Ведь раньше так и было – по степени интеллектуальности шли Москва, Питер и потом Норильск, — рассказывает Станислав. — В советское время учиться в нашем вузе было крайне престижно, проходной балл был 22,5. И мы выросли в этой атмосфере, выросли в городе, которым мы гордились и знаем, почему. И очень обидно, когда у местных жителей в перестройку появилось пренебрежительное отношение к своему городу. А это все потому, что они не знают его историю. Например, когда рассказываешь им о том, что в 1950-е годы здесь проектировались санатории – они смеются. А ведь это так! Здесь уникальные воды, минеральные источники, чистейший воздух. В конце 1940-х-начале 1950-х годов на полном серьезе говорили о курортном потенциале Норильска, писали об этом научные работы. Главный гидролог страны Владимир Дерпгольц, автор книги «Вода во Вселенной», который сидел в Норильлаге, в 1949 году написал докладную записку директору комбината о курортном потенциале Норильска, где на формулах доказывал, что санатории нужно и можно строить».

«А устойчивый миф о том, что Норильск – чуть ли не самый загрязненный город в мире? – подхватывает Лариса. — Прекрасный миф! Но это тоже неправда. Да, есть, безусловно, производство, бывают выбросы, и тогда чувствуется плохой воздух, но этот шлейф тундру не убивает. Если отъехать буквально на 20 км от города в сторону гор –ты оказываешься в реликтовом лесу, в идеальных условиях, с чистейшим воздухом, чистейшей водой, где растет лишайник – а это показатель чистоты. Не зря же в свое время Норильск называли жемчужиной Заполярья».

Узнать и полюбить

«Вообще у всех наших проектов есть две основные, причем, равнозначные задачи. Первая – привлечь научное сообщество, в том числе археологов, к изучению истории нашего края. Вторая – втянуть в это молодых норильчан, — продолжает Лариса. — Мы сами коренные норильчане, и у нас такого не было, чтобы мы так пренебрежительно говорили о своем городе: «Нора». Мы гордились им, знали, что север – это край сильных. И мы считаем своим долгом восстановить былую славу Норильска, вернуть молодежь в эту правду. И это несложно сделать, надо только показать им. Потому что когда тебе со всех сторон внушают, что твой город – помойка, это тяжело. А когда ты видишь его историю и перспективы – это совсем другое дело. И если взрослые не очень верят в будущее города и хотят отсюда уехать, как же дети будут хотеть тут остаться?».

Для этого Стрючковы читают в школах лекции по истории Норильска и Таймыра, водят экскурсии по Норильску и его окрестностям, организуют выставки, приглашают в экспедиции старшеклассников, проводят научные конференции по проблемам исследования истории Таймыра.

«У нас в клубе состоят членами абсолютно больные в хорошем смысле этого слова учителя, — делится Станислав. — Кстати, самому пожилому члену клуба 76 лет. И это именно эти учителя пришли к нам и сказали: «Расскажите нашим детям». Так все началось с маленьких встреч со школьниками. А потом они сказали: «А покажите нам, где это?» А чтобы показать, нужно просто выйти из города и увидеть, что это не Мордор, там не страшно. Тут же, буквально через 15 минут вы уже будете у первого барака. Так начались наши первые вылазки, небольшие экспедиции. И когда детям начинаешь на месте показывать – вот шпалы, тут проходила узкоколейка, они удивляются: «Здесь есть железная дорога?» Или другая реакция. Они же все на компьютерных играх воспитаны. И глядя на брошенный советский промысел, дети говорят: «Здесь что, война была?» А это просто брошенное хозяйство в 1990-е годы, ржавое, разворованное. И мы поняли – это нам все понятно, а им? Им все надо объяснять. Поэтому задача наших проектов и краеведческо-археологических экспедиций – чтобы эти мальчишки и девчонки наконец-то пробрались сквозь мрак мифологии, который создавался все эти годы после перестройки вокруг Норильска, и узнали правду. Узнали свой город и полюбили его».

И понемногу у людей меняется отношение к городу.

«В 2011 году мы поехали со старшеклассниками на реку Пясину, по старым русским станкам, — продолжает Лариса. — И вот один из ребят, который вообще впервые в жизни за город выехал – а там такая холмистая красивая тундра, своеобразные пейзажи – стоит так, а он в 11-м классе учился, смотрит вдаль и говорит: «Боже мой! Как здесь красиво! Почему я этого не знал? А мне – уезжать…» После наших экспедиций многие ребята нам уже сказали: «Все, мы отсюда никуда не уедем! Выучимся и останемся». А когда я прихожу в школы рассказывать о Норильске, школьники меня долго не отпускают, все задают вопросы и задают».

Станислав и Лариса Стрючковы
Фото: Слава Замыслов/АСИГОТО

После экспедиции, которая по погодным условиям длится недолго, идет не менее важная работа: исследование найденного и закрепление материала.

«У нас был замечательный опыт в прошлом году, который мы хотим продолжить и в этом году в рамках нового проекта, но уже с большим количеством участников, — делится Лариса. — Мы были на станке Часовня, и наши музейщики предложили ребятам сделать интересную вещь: найти любой гвоздь ржавый и объяснить, как гвоздь становится музейным экспонатом. То есть вот он берет гвоздь и начинает рассказывать его историю: как он был найден, почему, для чего служил. Как из простого предмета можно сделать музейный экспонат и в чем его ценность. А ценность вообще всегда в рассказе, в истории».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике