За неделю до интервью с Анастасией Татуловой, основательницей сети семейных кафе «АндерСон», мне вдруг начинает нестерпимо хотеться сладкого, и я иду в их ближайшее кафе. Заказываю рулет с черной смородиной и черносливом. Спустя несколько дней узнаю, что это — любимый десерт Анастасии, вдохновленный рецептом ее матери. А еще окажется, что вообще вся «андерсоновская» история — очень личная, рожденная из желания создать место, где будет красиво, интересно и безопасно.
«Районные сообщества — это круто»
Анастасия, с чего начался «АндерСон»?
У меня двое сыновей, я с ними много путешествовала и видела: Москва – совсем не kids friendly город. В Европе люди живут в каком-нибудь маленьком городке, спускаются в тапочках в булочную на первый этаж, общаются с соседями. Я родилась в Северодвинске, маленьком закрытом городе, и мне близок такой уклад жизни. Это очень круто, когда есть районное сообщество. Не понимаю, как люди могут не поздороваться в подъезде. Ты ведь там живешь, как ты можешь не знать своего соседа?
В Москве конца 2000-х не было подобных сообществ, а мне хотелось, чтобы было место, где мне будет комфортно, эдакая песочница. И поэтому я придумала «АндерСон» — из эгоистичных соображений.
Вы тестировали концепцию кафе на своих детях? Спрашивали их мнение?
Конечно. Но спрашивать потребителя – это бесполезно. Можно только давать ему что-то и смотреть, как он в этом пространстве существует: что делает, комфортно ли ему, остается ли он.
Это как с дорожками: можно положить асфальт, как тебе хочется, а можно там, где ходят люди. Не надо бороться, надо просто посмотреть пользовательское поведение и сделать так, как будет удобно. У меня такая логика.
Дети принимают активное участие в процессе. Младшему сейчас 18 лет, в этом возрасте свои интересы важнее. А старшему 21, он вообще больше про бизнес, поэтому интересуется, советуется, что-то подсказывает. Я его даже зову на какие-то стратегические сессии.
Вы хотели бы, чтобы «АндерСон» стал семейным делом?
Да, но я не настаиваю. Хорошо, когда ребенок сначала идет своей дорогой. Я предлагала сыну: «Ты делаешь свой проект, можешь делать у нас, мы тебе дадим место, компьютер, юридическую или бухгалтерскую поддержку». А он говорит: «Нет. Я приду, и все будут говорить: это ее сын. Я хочу сам». Мне кажется, это здорово.
Могли бы вы создать «АндерСон», если бы у вас на тот момент не было своих детей?
Нет, потому что это личная история. Я считаю, если ты хорошо умеешь готовить плов, то тебе не нужно открывать суши бар. Если тебе нравятся котлеты и пюре, то не надо идти в молекулярную кухню.
Например, если у дизайнера нет детей, он не поймет, почему нельзя поставить светлое кресло и сделать розетки на высоте ниже полутора метров. Ему важно, чтобы было красиво. А нам – чтобы безопасно.
«Предприниматель – не враг, а человек, который помогает»
В ваших кафе проходит много событий: бесплатные мастер-классы для детей, коворкинги для мам, встречи с психологами. Всегда ли вы знаете, какое событие проходит на той или иной площадке?
Конечно, нет. Большую часть я не знаю — нет времени, к тому же эта работа у нас отлажена, ей занимаются давно без моего участия. Мы работаем с огромным количеством сообществ, которые приходят и говорят: «Можно мы у вас тут что-нибудь проведем?»
Мы работаем с огромным количеством сообществ, которые приходят и говорят: «Можно мы у вас тут что-нибудь проведем?». Это укладывается в мою концепцию того, что сообщество — это круто. Только на них может держаться все остальное. Невозможно объединить 15 миллионов людей, но можно объединить между собой сообщества.
Читала ваш пост о том, что вы стали доверенным лицом Собянина. Зачем?
Зачем? Чтобы быть соучастником, а не потребителем. Чтобы помогать предпринимателям и городу эффективно взаимодействовать. Москва сейчас меняется, она становится для жителей, это очень радостно.
Много делают для того, чтобы приезжали туристы, и это тоже помогает бизнесу. Это хороший тренд. Но с точки зрения удобства и комфорта предпринимателя в городе пока не так все здорово: мнение жителей — в приоритете, и это ставит предпринимателя в ситуацию, когда он вечно виноват.
Житель может пожаловаться на что угодно: мне мешает этот забор, я не хочу, чтобы здесь было кафе, мне не нравится их вывеска… Иногда это доходит до катастрофического абсурда, а иногда — уходит в потребительский экстремизм.
Сейчас политика города направлена на комфорт жителей, но без баланса между интересами бизнеса и жителей нам дальше нельзя.
Есть и куда более сложные вопросы: например, благоустройство города. Чтобы что-то отремонтировать, нужно какое-то время потерпеть — это нормально для любого ремонта. Но это очень ударило по предпринимателям: многие бизнесы, которые находились на благоустраиваемых улицах, не пережили реконструкцию. На будущее нужен инструмент регулирования отношений между городом, арендатором и арендодателем в таких ситуациях.
И самое важное для меня: нужно, чтобы в команде мэра были представлены предприниматели. Важно, чтобы горожане начали слышать предпринимателей, чтобы и власть, и москвичи понимали, что это за люди, чем они живут, что могут дать и дают городу.
Вы сталкивались с недовольными жителями?
Обычно нет, потому что там, где мы открываем «АндерСоны», мы всегда стараемся благоустроить территорию, сделать красиво и удобно для жителей, для наших соседей, с которыми мы будем сосуществовать в районе. И все возникающие вопросы стараемся улаживать мирно, по-соседски. Но бывает всякое.
Например, недавно была морально тяжелая для нас история в на Крылатских холмах, у нас есть там летняя площадка, она крохотная и очень красивая. Мы ее сделали из совершенно уродливого места — из бетонных ступенек с красными перилами, до нас там был «Магнит». Жители реагируют по-разному: либо просто «я не хочу, потому что не хочу», или «я в ваше кафе все равно ходить не буду, а еще у вас тут алкоголики будут собираться, потому что здесь красиво стало». Какая-то перевернутая логика. Я понимаю, что жителей у нас гораздо больше, чем предпринимателей, но надо эту ситуацию исправлять.
Надо обязательно развивать женское предпринимательство — оно полезно для города. Мужчины покоряют мир, а женщины делают районообразующие штуки, которые улучшают жизнь: детский сад, площадки, обучающие проекты.
«Гибкость – главное качество нашего века»
Анастасия, кто вы по темпераменту? Какие качества цените в людях? Сейчас вы ищете себе ассистента, на что в первую очередь будете обращать внимание?
Я холерик и трудоголик. И в команду принимаю людей, которые любят работать. Не любят делать что-то конкретное, а просто получают удовольствие от работы – им это прикольно. Это первое, на что мы смотрим.
У нас есть книжечка с прописанными правилами, по которым мы живем, наши базовые принципы. Если человек их не разделяет, мы сделаем все, чтобы он к нам не попал. Другое дело, что не всегда это можно понять на собеседовании.
Мы объясняем человеку: у нас сложно, мы — развивающаяся компания, и это значит, что мы живем в постоянных переменах. Нам нужны люди, которые нормально адаптируются к изменениям. Я вообще считаю, что гибкость — одно из самых главных качеств для менеджера этого века.
«Деньги — это самое простое»
Как строится сотрудничество «АндерСона» с некоммерческими организациями? Они обычно сами приходят к вам с предложениями?
Да, это всегда их инициатива. Мы выступаем, скорее, партнером. Всегда просим фонд, чтобы это было что-то интересное. Некоторые приходят и говорят: «Давайте мы у вас какую-нибудь коробку поставим, будем деньги собирать». Нам не очень нравятся такие форматы. Мы и так собираем деньги на благотворительность.
Несколько лет назад я завела традицию: на мой день рождения сотрудники не покупают мне подарок, а собирают деньги, и мы перечисляем их в какой-либо фонд – например, фонд «Вера» или Детский хоспис «Дом с маяком».
Но вообще мне не важно, кому помогут мои деньги. Я точно знаю: фонд сделает так, чтобы мои деньги оказались в нужном месте в нужное время.
Мы любим, когда люди из фондов приходят с какими-то интересными проектами, мы всегда с удовольствием их поддерживаем.
Вам запомнился какой-нибудь проект?
Их было очень много. Мы помогали проекту «Детская деревня SOS. Томилино», много работаем с фондом «Вера» и с хосписом, фондами «Подари жизнь» и «Подсолнухом». Акции совершенно разные, я не могу сказать, что у меня есть какая-то любимая.
Я очень благодарна фондам за возможность помогать. Это такая «ленивая» благотворительность. Перечислить деньги — это самое простое, что я могу сделать. Когда я понимаю, что могу без всяких усилий помочь какому-то человеку, мне становится от этого хорошо. Я убеждена: люди занимаются благотворительность не для кого-то, а для себя.
«Важно, чтобы были чайлдфри места»
Какое у вас место силы?
Конкретные места не назову — думаю, об этом нельзя рассказывать, сила пропадет.
Я получаю удовольствие от путешествий, стараюсь совершить хотя бы десять небольших поездок в год. Двух-трех дней, в принципе, достаточно, чтобы перезагрузить голову и начать по-другому смотреть на вещи. Я не могу сказать, что отдыхаю — это не отдых, но перезагрузка.
Мне важно, чтобы в отпуске вокруг меня было мало людей — и детей. Когда взрослые люди вырвались вдвоем в отпуск, а им на голову в бассейне падают дети — это плохой отпуск. Важно, чтобы были такие места, куда ты можешь приехать и точно знать: там не будет никаких детей.
Как-то негуманно писать на дверях «вход с детьми запрещен».
Негуманно вести своего ребенка в ресторан в 11 часов вечера, чтобы он там вопил, когда за соседним столом сидят люди, пьют шампанское и хотят побыть вдвоем. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Есть места, где хорошо с детьми, но очень важно, чтобы были места чайлдфри.
Вы не проводите обучающие семинары?
Очень редко, если просят друзья. Я всегда говорю: я не могу ничему научить, потому что я не знаю, как. И я не верю, что человек, у которого получился бизнес, может рассказать, почему у него получилось. Не факт, что если бы тот же самый человек попал в другой временной промежуток, то у него получилось бы. Успешный бизнес — это удача, правильное время, правильные люди вокруг тебя.
Идея – это только 1% успеха, удача — 30%, все остальное — тяжелый изнурительный труд. Мне смешно, когда стартаперы говорят: «Не буду рассказывать свою идею, а то украдут!»
Идей всегда очень много. Но от идеи перейти к реализации и дойти до того момента, когда идею можно назвать бизнесом — огромный труд. Как можно этому научить? Можно рассказать про себя, и человек может из этого что-то взять. Я не верю в то, что тот, у которого получилось, может тебя научить. Как правило, человек не в состоянии это объяснить. Он сам не знает, да и некогда ему думать об этом.
Назовите три составляющие вашего идеального дня.
Идеальный день – это солнце, бокал просекко и ограниченное количество интересных собеседников. А если обычный, типовой день — то наши андерсоновские сырники, они вообще могут спасти любой день.