С чего все начиналось
Идея организовать инклюзивную творческую мастерскую появилась несколько лет назад. По словам Евгении Когай, несмотря на образование экономиста, ей всегда хотелось заниматься с детьми музыкой.
«В тот момент, когда я поняла, что готова начать свое дело, я познакомилась с представителями социального сектора, которые реализуют различные проекты для людей, — говорит Евгения. — И в результате я решила, что хочу делать не только школу для обычных детей, но и для детей с особенностями развития. Собственно, так и зародилась идея. У меня среди близких нет людей с инвалидностью, и у меня не было никакого опыта в этом вопросе. Тогда я стала изучать, знакомиться с новыми людьми, кто бы смог помочь мне в этом, ездила в интернаты, где живут такие дети».
По словам социального предпринимателя, на первом этапе помог один из благотворительных фондов, в который она обратилась за консультацией.
«Меня перенаправили в интернат, где живут дети с инвалидностью. Я познакомилась с директором, рассказала о своей идее проводить музыкальные занятия для детей с особенностями и без. Позже со своими единомышленниками я посетила это учреждение. К тому времени у нас уже была написана программа обучения, но ее нужно было отработать с детьми и понять, как программа поможет им в социализации. Потом я отправляла заявки еще в несколько детских садов и центров, получила отклики и приглашения. Там мы проводили похожие занятия».
Со временем команда преподавателей пополнилась новыми специалистами, и было решено организовать собственный центр, где работают музыкальные педагоги, тьюторы, психологи, арт-терапевты, артисты и музыканты. Помимо проведения занятий непосредственно в мастерской, преподаватели готовы приехать на дом, в школу, интернат или детский сад.
Как попасть в мастерскую
«При приеме детей мы не ограничиваемся возрастными рамками, но в основном у нас занимаются дети от четырех до 13 лет. На регулярной основе занимаются порядка 35 детей. Когда семья в первый раз обращается к нам, специалисты общаются с родителями, выясняют, в чем преуспевает ребенок, какие есть сложности, почему возникло желание, чтобы ребенок занимался музыкой, — поясняет Евгения Когай. — Но нужно понимать, что музыкальные занятия — это дополнительный инструмент в реабилитации ребенка с инвалидностью».
Для обратившихся в первый раз проводится пробное занятие. На нем педагог знакомится с ребенком, узнает, какие навыки у него есть, а над чем лучше поработать. Затем выстраивается программа занятий, так называемый индивидуальный маршрут.
Музыкальные занятия, разработанные по авторской методике преподавателей мастерской, включают обучение игре на музыкальных инструментах: на фортепиано, трубе, блок-флейте, гитаре, скрипке, виолончели. Дети поют и танцуют, слушают живую музыку, сказки и мультфильмы. Традиционно занятия проходят в свободной игровой форме, что позволяет детям легко и с интересом развивать творческие, коммуникативные, умственные способности и физические навыки.
«Длительность занятий — 45-60 минут. Но все зависит от состояния ребенка — иногда хватает и 30 минут, потом он устает, — поделилась руководитель проекта. — Изначально мы планировали развивать каждого ребенка, который посещает мастерскую, через музыку с помощью групповых занятий. Но сейчас мы стали работать по-другому, перешли на индивидуальный формат. Во-первых, группы очень сложно набирались, и опыт показал, что родителей больше интересуют индивидуальные занятия для детей. К тому же родители хотят, чтобы ребенок научился играть на каком-то инструменте. Среди детей с расстройством аутистического спектра (РАС) встречаются дети с хорошими музыкальными данными, и родители хотят их развивать. Однако наша задача — не делать из ребенка профессионального музыканта, а способствовать его развитию с помощью музыки».
Счастливый абонемент
На занятиях родители предпочитают оставлять своих детей один на один с преподавателем и тьютором: считается, что так они лучше усваивают информацию и запоминают больше, чем в присутствии родных. Но, как утверждает специалист, все индивидуально: некоторым детям требуется поддержка и присутствие родителей, и в центре этому не противятся.
«Наши занятия — это составляющая всего курса реабилитации. Дети обычно занимаются с нейропсихологом, дефектологом, ABA-терапевтом и другими специалистами, а музыка — как дополнение. Поэтому сложно сказать, как изменилось состояние ребенка именно благодаря музыкальным занятиям, но то, что музыка положительно влияет на общее состояние, доказано мировыми исследованиями и практиками, — говорит социальный предприниматель. — Например, был у нас случай, когда совсем невербальный ребенок через несколько месяцев занятий стал пропевать звуки, не говорить, а именно пропевать».
Занятия в музыкальной мастерской проводятся на платной основе, но любой желающий может помочь детям с особенностями развития. Для этого нужно просто выкупить абонемент на сайте инклюзивной музыкальной мастерской «ФилИн». Счастливый абонемент остается в резерве у проекта, и им может воспользоваться нуждающийся в занятиях ребенок.
Обучение социальных предпринимателей
По словам Евгении Когай, проблема всех социальных проектов в том, что они финансово неустойчивы, и на них сложно зарабатывать. Поэтому бизнес-акселератор Фонда поддержки социальных проектов — отличная идея этому научиться.
«Нам лично в этом плане помогла работа с трекерами (специалисты, которые сопровождают бизнес на пути от идеи до реализации), потому что они направляли в более «бизнесовое» русло. Во время акселератора удалось также познакомиться с другими проектами. После общения с их представителями у меня появилось много интересных идей. Раньше мы собирали группы и думали, что это всем нужно и все прекрасно, мы тратили огромное время и ресурсы на это, но при этом все очень туго шло. Теперь мы проводим индивидуальные занятия и ощущаем результат — у подопечных и у себя. Сейчас, помимо индивидуальных занятий, мы стали сотрудничать с частной коррекционной школой, где обучаются дети с инвалидностью. Наши специалисты приезжают и проводят там занятия. В итоге мы ничего не тратим — не платим за аренду и рекламу».
По словам основателя проекта, со следующего года планируется набрать еще больше специалистов, которые смогли бы чаще выезжать к детям и организовывать занятия. Как призналась Евгения Когай, в России не хватает музыкальных терапевтов, которые должны быть сертифицированными специалистами. Их можно пересчитать по пальцам. Поэтому все эти специалисты, соответственно, очень дорогие.
«Но даже музыкальных педагогов, готовых общаться с особенными детьми, трудно найти, — призналась Евгения Когай. — Часто они приходят к нам, немного поработают и понимают, что им очень сложно. Наше общество также пока не готово к инклюзии. Но, несмотря на это, мы стараемся ее развивать. Помимо музыкальных занятий, проводим инклюзивные мастер-классы, спектакли, концерты. У нас в планах — вести просветительскую деятельность: открытые лекции на тему «инаковости» (здесь мы говорим не только о детях с инвалидностью, а вообще про разность). У нас уже есть разработанная программа лектория. Пока мы провели две лекции и ищем инвесторов или партнеров для этого просветительского проекта, поскольку хотим сделать свою идею масштабной».
Акселерационные программы Фонда поддержки социальных проектов направлены на ускоренное развитие стартапов и действующих проектов в социальной сфере за счет обучения, сопровождения и экспертной поддержки. Программы акселерации позволяют командам социальных проектов развить предпринимательские компетенции. Предприниматели, участвующие в акселераторе, могут проработать свои проекты с ведущими экспертами в области социального предпринимательства, увеличить количество полезных контактов, выявить уязвимые места и определить потенциальные точки роста компании, получить льготное возвратное финансирование со стороны фонда и его партнеров.
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.