Не то город, не то деревня
Пелагея Григорьевна в свои 78 лет живет на окраине Козельска (Калужская область). Формально это еще город, но по факту ее одноэтажный деревянный дом в окружении таких же срубов на берегу реки Жиздры, которая каждую весну их затапливает, находится в настоящей деревне. У Пелагеи Григорьевны была семья, но сын угорел, внук утонул, а муж, с которым она прожила 53 года, несколько лет назад заболел и умер. И она осталась одна.
Пелагея Григорьевна спокойная и ни на что жалуется, но когда спрашивают про семью, у нее на глазах выступают слезы. Два года назад у нее случился удар, после него отказала одна рука – вместе с этим пришел конец и работам в огороде, и хозяйству с гусями, которые у нее раньше жили.
Таким одиноким пожилым людям, как Пелагея Григорьевна, и помогает Фонд продовольствия «Русь». Проводя акцию «Корзина доброты» волонтеры собирают продукты в столичных магазинах и отправляют пенсионерам, живущим в Московской, Тульской, Тверской, Владимирской, Калужской, Брянской и Орловской областях. В этом году они собрали более 20 тонн продуктов.
Волонтер Наталья, мать пятерых детей, с которой мы едем из Москвы в Козельск раздавать продуктовые наборы пожилым людям, объясняет, как это им удалось. Наталья работает в благотворительном фонде «Благое дело». Вместе с другими волонтерами она была в одном из московских гипермаркетов. Рассказывает, что когда подходила к посетителям магазина, многие сначала пытались уйти, но потом, когда узнавали, что это помощь для неимущих пенсионеров, охотно откликались. «Собрали шесть полных тележек», — хвастается Наталья.
В микроавтобусе еще четверо волонтеров. Это самые разные люди: врач, управленец на вещевом рынке, работница благотворительного фонда и студентка. Почти никто не знаком друг с другом, но, как вскоре выясняется, многие раньше работали над одними проектами. Например, сортировали собранные в ходе акции продукты, чтобы в каждом наборе были чай, макароны, консервы, сладости. Некоторые были «на Спиридоне» – помогали с организацией очереди к храму Христа Спасителя, куда осенью привозили мощи Святого Спиридона Тримифунтского.
Волонтеры из столицы
Мы проезжаем мимо огромного парадно оформленного билборда, на котором крупными буквами написано, что 2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера). Спрашиваю, знает ли об этом Наталья. «Нет». Почему она занимается волонтерством? «Мне кажется, в каждом есть желание бескорыстно помогать другим. И наступает момент (может повлиять встреча, знакомство или какое-то событие), когда человек внутренне созревает для такой помощи», – рассказывает Наталья. Во время возникшей паузы водитель включает запись мужского хора монастыря, за ней следует песня «Отчего так в России березы шумят» в исполнении Сергея Безрукова, которая почему-то звучит дважды. За окном окончательно рассветает, мы приближаемся к Козельску.
Это одна из многих поездок, которые волонтеры фонда организовали перед Новым годом. В Козельск и соседние районы были отправлены 100 подарочных наборов, распределить эту помощь на местах помогает региональное Министерство соцразвития. В городе нас встречает его сотрудница Татьяна, вместе с которой мы едем раздавать подарки бабушкам. Татьяна знает каждую по имени и помнит, где у них живут родственники, у кого дома кошки, у кого курицы, кто вяжет, кто шьет. Она рассказывает, что социальные работники посещают пожилых людей два раза в неделю: покупают продукты, помогают убрать дом, помыться и приготовить еду. Но у многих пенсионеров нет родных или те живут далеко, поэтому большую часть времени они предоставлены сами себе и очень рады гостям. Пригодятся им и продукты, которые привозят волонтеры: размер средней пенсии в Козельске – 8-9 тысяч, рублей из которых надо заплатить и за коммунальные услуги, и купить еды. Хотя у части подопечных фонда есть огород, не все в силу преклонного возраста в состоянии за ним ухаживать.
Пока Татьяна рассказывает о жизни в городе, мы приезжаем к первой бабушке. Группа в оранжевых волонтерских жилетах высаживается у заснеженного дома с кривоватым забором, за который нас в одном халате выходит встречать Раиса Сергеевна. В этом году у 81-летней женщины умер муж, за которым она жила как за каменной стеной, рассказывает соцработник, и с тех пор бабушка грустит. В доме, хотя и немного покосившемся, очень чисто и в целом уютно. Раиса Сергеевна рассказывает, что образования у нее – 10 классов, потом она выучилась на повара и работала заведующей столовой на заводе, в школе и на вокзале. На пенсию ушла по инвалидности. Муж ездил на бульдозере, говорит Раиса Сергеевна и начинает плакать. Жалуется, что «думки тяжелые», и она почти не спит – только ворочается но ночам, а потом садится у окна и смотрит до утра на дорожку. Соцработник убеждает бабушку не плакать, к ней же приехали «волонтеры из столицы», и просит дать им напутствие. Подумав, бабушка желает всем здоровья и счастья, потому что «это самое важное».
Когда мы выходим, соцработник рассказывает, что у этой бабушки, как и у следующей, к которой мы поедем, «высокая пенсия» — 13 тысяч рублей: тем, кто дожил до 80 лет, от государства полагается надбавка.
История одна на многих
Ирина Федоровна, которой 83 года, живет в квартире в военном городке вместе с кошкой – из родственников у нее остался только племянник, но он на Сахалине и не может часто приезжать. Ирина Федоровна показывает альбомы с фотографиями: вот она с другими выпускниками сельхозучилища, вот в санатории, вот в Ленинграде. Но она больше не путешествовала, а ездила лечиться: малярия, операция на глаза, операция после аварии, все это она пережила и была вынуждена уйти на пенсию по инвалидности. Теперь она почти не спускается из своей крошечной квартиры на верхнем этаже дома — проводит почти все время в единственной комнате с ковром на стене, календарем с президентом и плошками с кошачьим кормом.
После поездки мы встречаемся с другими волонтерами, которые рассказывают о тех, кого навещали: многие из них всю жизнь работали, у некоторых умерли близкие, кто-то потерял детей, почти все болеют, почти у всех дома скудно, но чисто. История с некоторыми различиями одна на многих, и сколько таких одиноких пожилых людей по всей России – не сосчитать. Конечно, нуждаются не только они – у того же фонда «Русь» есть еще несколько программ, направленных на оказание помощи другим социальным группам, например, малообеспеченным семьям с детьми. Но во внимании, наверное, никто не нуждается так сильно, как пожилые люди.
«После каждой акции в сердце появляется надежда на то, что ты кому-то помог, хоть немного, и это главное», – делится со мной волонтер Наталья на обратном пути.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.