Оксана Цышкова — автор инновационного проекта помощи детям с особенностями развития, использующая методы йоги, «Special Baby Yoga». Методика Вaby yoga, основанная на двигательной реабилитации и эмоциональной коррекции нарушений развития и адаптированная под потребности особых детей, пришла к нам из Великобритании. В России ничего подобного пока не было.
«В России рождается довольно много малышей с особыми потребностями, недоношенных. Я работала в стационаре НИИ педиатрии и параллельно вела научный проект по становлению мышечного тонуса у детей. Меня всегда интересовал вопрос, как можно помочь и маме, и ребенку. Реабилитация — это отлично, но после нее мама приходит домой, где надо постоянно заниматься ребенком. А она зачастую находится в сильном стрессе и не в состоянии полноценно это делать», — рассказывает Оксана Цышкова.
Оксана уверена: разнообразие сенсорики и двигательной активности ребенка через тактильность и игровое взаимодействие помогает малышу развиваться, а семье – сохранить гармонию и позитивный настрой.
Методика из Кембриджа
Проект «Special Baby Yoga» зародился в 2018 году. На тот момент я вела врачебные консультации как педиатр, а также расширенные консультации, на которых показывала родителям, как можно заниматься йогой с детьми. Я видела хорошие результаты этой практики и вместе с тем понимала, что в России не существует специальных методик для адаптации младенцев в семье — эта ниша свободна.
Методика Вaby yoga была разработана в Кембридже. Школа Birthlight, основанная медицинским антропологом, психологом и социологом Франсуазой Фридман, поддерживает женщин, помогает им восстановиться после родов, предлагает раннее плавание для детей совместно с мамами. Все основано на мягком взаимодействии, которое снимает стресс и тревогу и у мамы, и у ребенка. Я ждала приезда специалистов из Лондона, и с 2016 года проходила курс за курсом, а летом 2018 года мне посчастливилось попасть на завершающую ступень обучения к самой Франсуазе.
Я работаю с особенными детьми и вижу, что многие мои коллеги-врачи действуют по советской схеме «быстрее, выше, сильнее», когда особенный ребенок должен быть как все. В вузе, например, меня не учили ни педагогике, ни психологии. Я сталкивалась с вопросами, на которые не могла найти ответы.
Поэтому я пришла к самостоятельному изучению детской психологии и нейропсихологии, методов коррекции двигательных и сенсорных нарушений, в том числе посредством Baby yoga. Сейчас в России, мне кажется, переломный момент. Новое поколение родителей все больше понимает, что такое привязанность, читает Людмилу Петрановскую, знает, что физическое развитие напрямую зависит от психоэмоционального состояния ребенка, а у особых детей — тем более.
Как работает Special baby yoga
На первом году жизни ребенок получает ощущение спокойствия от матери. А если она в стрессе, развитие малыша сильно страдает. Когда детей кладут в стационар на обследование и лечение, для них это дополнительный сильный стресс.
Цель моего проекта – сделать так, чтобы уровень этого стресса снижался благодаря правильному взаимодействию родителей и ребенка. Когда дело касается детей с особыми потребностями, это важно вдвойне.
Состояние избыточной тревожности у родителей мешает ребенку развиваться. Да, он имеет свои особенности, но малышу нужно радостное взаимодействие с родителями и только позитивный настрой – это важно.
Под моим наблюдением мама учится понимать ребенка, предугадывать его двигательное желание, способствовать его самостоятельной реализации и таким образом развивать двигательную активность малыша. Бывает, что она сама создает условия, когда ребенок ограничен в движениях и не исследует мир: боится, что он травмируется, и потому блокирует его. Я часто вижу такие ситуации с выходом в гиперопеку в семьях, переживших тяжелый период адаптации.
Период до двух лет – очень важный в жизни ребенка. Это время наибольшей сенсомоторной нейропластичности.
Мы предлагаем четыре курса для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет. Первый — для детей от двух месяцев — состоит из четырех занятий и направлен на восстановление мамы после родов и разнообразие развивающей тактильности для ребенка. Второй курс предназначен для детей от шести месяцев, когда ребенок начинает садиться и ползать. Третий — для подготовки к ходьбе. Четвертый акцентирован на разнообразие вестибуляции и вертикализации.
Конечно, мы бы очень хотели, чтобы родители приходили к нам с первых месяцев жизни малыша. Но, как правило, они оказываются у нас, когда уже попробовали другие методики и не получили результатов или получили негативные.
На всех курсах «Special Baby Yoga» много внимания уделяется практикам дыхания, приемам снятия стресса, восстановления спины и осанки, тазового дна. Мы объясняем маме, что ее психоэмоциональное состояние очень отражается на ребенке. Мышечный тонус, то есть непроизвольное напряжение мышц, является прямым отражением материнского состояния в том числе. Для младенцев вообще очень важна тактильность. А мама, в первую очередь, должна заботиться о себе, уважать свои потребности. Здесь очень нужна поддержка и понимание остальных членов семьи.
Во многом, возможно, такой взгляд на материнство мне помогла сформировать моя мама: она показала мне, насколько важны взаимоотношения с ребенком в семье. Когда в детстве я заикалась, мама говорила: «Ну и что, не можешь сказать, зато ты можешь танцевать, петь, шить — что угодно! А когда тебе надо будет сказать, поверь, ты скажешь». У нее не было в этом никаких сомнений. Могу себе представить, чего ей это стоило, но такое отношение и свобода, которую она дарила мне в детстве, очень ценны.
Научиться расслабляться
Лечебная физическая культура (ЛФК) часто основана на боли. Многие специалисты работают на болезненной растяжке – почему-то считается, что таким образом в мышце снижается спазм. Но ведь детям это причиняет боль, и вместо того чтобы мотивировать ребенка к познанию окружающей среды через движения, получается противоположный результат.
Если ребенку страшно или больно, его мышечный тонус повышается. А ребенок с нарушением мышечного тонуса приобрести новый навык не в состоянии! Напротив, он теряет главное: интерес к познанию своего тела и окружающего мира через тело. Это принципиальный момент понимания особенных людей: потом, когда они становятся взрослыми, им часто страшно даже просто выйти на улицу.
Принципы же йоги гласят: не делайте ни себе, ни другим больно. Будьте в состоянии, когда вам комфортно. Дышите, расслабляйтесь, отпускайте свое тело. Это принципиально разные методы работы с мышечным тонусом: можно работать через дыхание и внимание или же видеть только тело и работать со скелетной мускулатурой изолированно. Йога дает однозначно лучший эффект. На занятиях ребенок чувствует, что мы его принимаем и только после того, как он удостоверился в том, что все хорошо, начинаем делать упражнения. Мы всегда находимся в доверительном диалоге.
Йога как инструмент
В какой-то период я очень много работала — стационар, наука, реанимация, дети — и почувствовала, что выгораю. Начались проблемы со здоровьем, я закрылась, стала жесткой. Понимала, что теряю все, из-за чего в принципе пошла на такую тяжелую работу. Я была в таком состоянии, когда мне самой была нужна помощь.
Тогда я начала заниматься собой, стала искать разные методы и наткнулась на йогу как на один из способов самоподдержки. Мне посчастливилось встретить прекрасного преподавателя. Через два года я почувствовала внутренний ресурс. Я стала физически сильнее и гибче, эмоционально устойчивее и спокойнее.
Еще я довольно сильно заикалась во время публичных выступлений. Занятия йогой с релаксацией помогли мне справиться с речевыми спазмами и найти для себя новый путь. Сейчас я много выступаю публично.
Практику релаксации, которую дает йога, можно использовать для нормализации мышечного тонуса особенных детей, ведь подобные спазмы возникают и у детей с ДЦП. Я стала изучать эти вопросы более подробно и прошла обучение сначала у российских врачей, которые продвигали тему йогатерапии. Первыми в России были Сергей Агапкин и Артем Фролов, сейчас у каждого из них частные институты йогатерапии в Москве и Петербурге. У Артема было больше обоснований дыхательных практик, которые были мне нужны, поэтому я поехала учиться к нему в Питер. Обучение дало мне врачебное понимание инструментов йоги и того, как они воздействуют на физиологию человека. Потом было изучение британской методики Special yoga для детей с аутизмом, ДЦП и другими нарушениями развития. Я стала их применять для оказания помощи особенным детям и поняла, что это работает.
Конечно, результаты индивидуальны для каждого случая. Например, когда у ребенка судороги, но ему удалось расслабиться и спокойно заснуть после сеанса, – это уже достижение.
В проекте «Special Baby Yoga» я большое внимание уделяю различным механизмам расслабления и снятия избыточного напряжения и у родителей, и у детей с особыми потребностями. Йога – хороший инструмент взаимодействия, когда привычные способы не работают.
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.