«Тотальный диктант» – международный проект, охватывающий 70 стран и все континенты. Его родина – Новосибирск. Сейчас команда проекта разбросана по разным городам: Москва, Новосибирск, Владивосток, Страсбург. Вячеслав Беляков занимается в проекте корпоративной программой.
«Тотальный диктант» как бизнес-проект
«Тотальный диктант» – это огромный волонтерский проект, который существует довольно давно. Я занимаюсь им уже восемь лет, работаю координатором во Владивостоке с 2011 года. Когда я начинал, еще не было таких масштабов, только первые города за пределами Новосибирска начали подключаться к акции.
Мы – проект про русский язык. Наша цель – обратить внимание широкого круга людей на проблемы грамотности. Тысячи людей ходят на наши бесплатные курсы. Сотни тысяч пишут «Тотальный диктант» каждый год. Так сложилось, что мы обладаем большой компетенцией в области русского языка.
Спустя годы после того, как проект развился в огромную структуру, мы задумались над тем, что можем развивать не только наше волонтерское движение, но и бизнес-направление, корпоративную программу.
Наш экспертный совет – это преподаватели ведущих вузов: Новосибирского государственного университета, Дальневосточного федерального университета, университетов в Москве и регионах. В совет входят члены комиссии Российской академии наук. Есть люди, которые кодифицируют, исследуют и работают с современной русской орфографией и русским языком. Мы можем дать тем, кто участвует в «Тотальном диктанте» и в нашей корпоративной программе, высокий уровень преподавания.
Повышение грамотности в компаниях
Бренд «Тотального диктанта» достаточно известен, многие знают о нем, многие в нем участвуют, в том числе HR-сотрудники и руководители крупных компаний. В какой-то момент сформировался запрос на нехватку в компаниях грамотных сотрудников.
Раньше люди очень мало текстов создавали своими руками. В докомпьютерную эпоху максимум, что делал человек, – писал письмо другому от руки. Все, кто профессионально занимался созданием текстов, имели профессиональное образование. Кроме того, газетных журналистов проверяли еще и корректоры, и редакторы.
Сегодня каждый человек создает огромное количество текстов каждый день: в деловых переписках, социальных сетях. Это происходит и в крупных, и в мелких компаниях.
Примерно год назад мы провели большой опрос совместно с HeadHunter. Мы спрашивали руководителей о том, важна ли для них грамотность сотрудников. Оказалось, что многие действительно обращают на это внимание: на то, как человек говорит, как пишет. Если ты видишь ошибки или странную пунктуацию на сайте – это бросается в глаза.
Мы понимаем, что русский язык – это не главный приоритет для развития бизнеса или компании. Но такой запрос появляется – это важно и говорит о том, что бизнес становится более ответственным. Людям важно не только здесь и сейчас заработать денег, но и развиваться в общечеловеческих рамках, быть привлекательным с точки зрения внешнего мира, создавать имидж грамотной компании.
Новый вид интеллектуальных развлечений
Мы предлагаем интерактивные, очные, заочные и онлайн-курсы по русскому языку, корпоративные мероприятия. Например, участие корпоративных площадок в «Тотальном диктанте» – это отдельный запрос на интеллектуальный досуг. «Тотальный диктант» можно назвать некой интеллектуальной игрой, но не про кругозор вообще, а про конкретное использование русского языка. У нас большой опыт работы с корпоративными площадками по всей стране, например, со Сбербанком.
Большая площадка «Тотального диктанта» всегда будет бесплатной для участников. Но если компания хочет написать диктант коллективом, у себя в офисе, в своей корпоративной атмосфере, то это коммерческая опция.
Мы проводим корпоративные диктанты в рамках основной акции и вне «Тотального диктанта». Так, в сентябре прошлого года ко Дню грамотности был приурочен большой корпоративный диктант в «Вымпелкоме» в Москве, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Трансляция диктанта велась из центрального офиса в Москве, а в других офисах писали онлайн. Это был специальный текст, написанный писателем Александром Цыпкиным и адаптированный нашими экспертами.
Второе направление коммерческого проекта – это корпоративные курсы. Работодатель считает, что коллективу нужно подтянуть русский язык, и мы приходим на помощь. Существуют форматы и онлайн, и офлайн. На нашем сайте есть интегрированная онлайн-платформа для курсов по русскому языку.
Недавно мы делали серию офлайн-курсов для небольшой новосибирской компании. Несколько потоков по несколько занятий, изучали основные сложные места в русском языке, которые вызывают наибольшие затруднения.
Сначала мы проводим тестирование и смотрим на то, что вызывает больше всего сложностей в команде. Исходя из этого создаем программу, чтобы она подходила именно этому коллективу. Это важно, потому что у кого-то запрос больше на деловую переписку или культурную речь, кому-то нужно решить несколько сложных задач по орфографии и пунктуации, чтобы писать чуть более грамотно.
С нами сотрудничает большое количество компаний в регионах: небольшие компании, банки и розничные торговые сети.
Обучающие программы
Наши программы разрабатывают преподаватели и эксперты. Это, как правило, преподаватели высших учебных заведений – лингвисты и филологи, которые понимают, какой подход нужен к человеку. Эти подходы фундаментально отличаются от школьных программ, где мы просто заучивали правила, не понимая их. То, что заучено, может забыться. Наша программа нацелена на понимание. Это гораздо интереснее и проще – если ты понимаешь, как это работает, тебе намного легче изучить это на практике.
Есть базовый образовательный модуль, который мы сходу можем предложить любой компании. Определенные базовые вещи интересны всем: орфография, пунктуация, то, что постоянно употребляется и используется и при этом все равно люди испытывают сложности.
Каждый «Тотальный диктант» показывает высокую частотность ошибок в одних и тех же местах: это «не и ни», раздельное-слитное написание, «н-нн». В пунктуации это причастные и деепричастные обороты, союзные и бессоюзные предложения. Но при этом мы стараемся адаптировать курс под нужды каждой компании, которая этот курс заказывает. В ходе предварительных переговоров запрашиваем тексты, с которыми работают в компании. Мы должны понимать уровень сложности текстов, терминологию, построение предложений деловой переписки.
Как бизнес-направление развивает волонтерство
Наш корпоративный опыт начался три года назад. С тех пор мы поняли, что это направление нужно развивать, и начали делать это в рамках основной акции «Тотального диктанта». Несмотря на то, что акция волонтерская и люди работают не за деньги, а по зову сердца, всегда есть определенный набор необходимых расходов: дипломы, призы отличников и т.д. Корпоративная программа в этом случае помогает.
Два года два назад мы начали развивать корпоративную программу как отдельный проект в рамках «Тотального диктанта». Было организовано ООО, которое этим занимается, потому что не все коммерческие организации могли с нами сотрудничать. Сейчас это направление развивается достаточно активно.
Основная задача бизнес-направления – привлечение средств для нужд «Тотального диктанта». У нас есть партнеры, но возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь проекту и ни от кого не зависеть для нас очень важна. Это та цель, к которой мы идем.
Акселерационная программа
В прошлом году мы участвовали в акселерационной программе, которую проводит Фонд поддержки социальных проектов совместно с Агентством стратегических инициатив. Этот опыт помог нам увидеть, как нужно развиваться. Именно в рамках акселератора мы поняли, что нам недостаточно работать как НКО, нужно отдельное юридическое лицо, которое будет заниматься коммерческими проектами. Мы поняли, как работать с корпоративными клиентами, крупными компаниями, как с ними правильно вести переговоры, как мыслят эти люди и что им нужно предлагать. Можно очень хорошо рассуждать о русском языке и о том, как это важно, но не всегда при этом можно понимать, какая боль существует у наших заказчиков.
Конкуренты и планы
Конкуренция на нашем рынке существует и нельзя сказать, что она слабая. Практически в каждом крупном городе работают образовательные центры, которые предлагают, в том числе услуги по изучению русского языка. Не только для школьников, которых нужно готовить ЕГЭ, но и курсы русского языка для взрослых.
Кроме того, есть программы повышения квалификации кадров вузов. Это как раз те программы, с которыми работают государственные структуры, потому что им недостаточно просто выучить русский язык, нужен еще и диплом. Гораздо меньше конкуренции на этом рынке в онлайн-сфере.
Сейчас мы начали заниматься коммерческой программой, которая будет нацелена не на компании, а на всех желающих. У нас уже есть бесплатные курсы подготовки к «Тотальному диктанту». Но они ограничены по местам проведения курсов и по временному периоду. Новые курсы позволят учиться дальше, когда человек захочет.
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.