Летом 2018 года фонд сохранения культурного наследия «Белый ирис» совершил экспедиции в Ярославскую, Тульскую и Рязанскую области. Там команды инженеров и архитекторов обследовали несколько памятников архитектуры и разработали проектную документацию для проведения первоочередных противоаварийных и консервационных работ, в частности, для сельских храмов. В экспедициях участвовали и медиаспециалисты: занимались видеосъемкой исторических памятников для создания документальных фильмов об этих территориях. Директор фонда Ольга Шитова рассказала, в чем заключается проект «Культурный код», как благие намерения могут разрушить древние сооружения и почему нужно сохранять российские деревни живыми.
«Мы создали готовый инструмент»
Основной целью нашего проекта было подготовить медиаматериал для популяризации сельского культурного наследия (в команде были операторы и журналисты) и разработать методику проведения первоочередных противоаварийных и консервационных работ с наименьшими затратами для сельских храмов. В рекомендациях мы кратко и емко расписали порядок проведения работ на объекте: что за чем следует, когда какие разрешения получать, кто и какие работы должен выполнять, что можно делать и чего нельзя.
Мы выделили оптимальный перечень работ, которые нужно выполнить на первом этапе. Потому что прежде, чем чинить храм, нужно разработать проект, получить необходимые разрешения в Департаменте охраны объектов культурного наследия, а потом приступать к ремонту или консервации. Разработка проекта будущих работ тоже занимает время, на это уходит до трех месяцев.
Мы также сделали приложение по стоимости. Собственники или пользователи зданий иногда не обращаются к специалистам и стараются делать все самостоятельно, потому что существует некий стереотип, что услуги специалистов — это дорого.
Мы раскрыли стоимость всех работ, чтобы стало понятно: для восстановления памятника архитектуры нужны не такие большие деньги — их можно собрать и пригласить профессионалов.
Мы выделили работы, которые собственник или пользователь храма может делать самостоятельно. Люди без специального образования могут делать запросы в архивы, собирать документацию, опрашивать местных жителей, расчищать территорию от мусора и поваленных деревьев. Все это занимает много времени, зато поможет снизить стоимость восстановительных работ.
Нам часто звонят с вопросами, с чего начинать восстановление храма и куда обращаться. Мы на них ответили и создали готовый инструмент, с помощью которого собственник или пользователь здания может заняться восстановлением и консервацией памятника архитектуры.
Хозяйская самодеятельность
К сожалению, часто храмы страдают из-за самодеятельности настоятелей, которые решают что-то починить самостоятельно, на свой хозяйский лад. Они расценивают храм не как памятник культурного наследия, а как место, где нужно проводить службы, и где в первую очередь должно быть чисто и сухо. Они начинают чинить здание и наносят постройкам серьезный урон. Например, меняют конструкцию храма, форму крыши, закрашивают настенную живопись, вставляют пластиковые окна, используют современный цемент и штукатурку: это наносит вред историческим материалам, и они начинают разрушаться еще быстрее.
У нас есть объект, где в деревянном храме провели замену бревен и довели здание практически до обрушения. Настоятели не осознают ценность красоты и историческую значимость и относятся к храму как к своему дому.
Почему они не обращаются к специалистам – сложный вопрос. С одной стороны, наверное, думают, что это дорого. С другой – в регионах действительно большой дефицит специалистов. Поэтому мы старались сделать простую понятную инструкцию, чтобы даже не просвещенный человек, желающий заняться восстановлением храма, понимал, какие шаги нужно предпринять. Это инструмент, которым можно пользоваться уже сейчас.
Для истории и души
Для проекта «Культурный код» мы отобрали семь объектов: храмы XVII и XVIII веков, в том числе деревянные, а также Святые ворота в селе Новое Ярославской области. Мы выбрали объекты в регионах, с которыми у нас налажены отношения: там мы знакомы с жителями, органами охраны культурного наследия и региональными епархиями. Мы исходили из принципа рациональности и оптимальности.
Основным условием было наличие у храма статуса объекта культурного наследия. Вторым – чтобы там была активная группа местных жителей, которые хотят его восстановить. В большинстве своем они понимают важность сохранения культурных достопримечательностей. В селе Новом местные жители, например, провели два субботника, расчищая площадку вокруг Святых ворот Троицкого храма.
Кому-то храм нужен для удовлетворения духовных потребностей, кто-то видит в нем уникальный объект культурного наследия. В любом случае, когда сельский храм пребывает в руинированном или разрушенном состоянии, он вызывает печальные мысли.
Третьим важным условием было наличие у объектов потенциала для дальнейшей эксплуатации и развития территории. В храме в селе Новом, к примеру, сохранился прекрасный барочный иконостас, все специалисты поражаются. Думаю, сюда начнут приезжать туристы: например, путешественники из сообщества «Неизвестная провинция» уже посетили Троицкий храм и другие наши объекты в Ярославской области.
Найти архитектора
Найти инженера-реставратора, готового выполнить работы практически на добровольных началах, было большой проблемой. Нам пришлось приглашать специалиста из Санкт-Петербурга. Архитекторы, которые участвовали в проекте, аттестованы при Министерстве культуры и имеют опыт работы более 10 лет. За работу в проекте они получали символическую оплату, поэтому в первую очередь это люди, которые понимают важность сохранения культурного наследия и всем сердцем болеют за его восстановление.
Экспедиция выезжала на объект примерно на неделю. За это время видеооператоры и режиссеры снимали происходящее, архитекторы и инженеры проводили обследование объектов, делали натурные обмеры и участвовали в видеосъемках. У нас была отличная медиакоманда, которая создала интересные просветительские и рекламные фильмы.
Сохранить деревню
Россия не заканчивается на нескольких крупных городах. Россия – это, в том числе и провинция. Раньше глубинка была огромным ресурсом для города: многие известные личности родом из какой-либо деревни. Сейчас же до сельских территорий почти никому нет дела.
Сельские жители – как хранители территорий нашей страны. Когда села вымирают, территория становится заброшенной и неподконтрольной. Заброшенная деревня, как и разрушенный храм, несет негативную энергию, создает атмосферу уныния и депрессии. Люди в таких условиях деградируют. Кто-то уезжает в города.
Но есть люди, которые хотят жить в своем селе, на своей территории. Они хотят жить в комфортной среде, чтобы у них была работа и культурная жизнь, а у их детей — будущее.
Поэтому, когда в храмах начинаются восстановительные работы, люди оживают. У них появляется надежда и вера, что изменения, наконец, произойдут и начнется новая жизнь. Храм для местных жителей – некая духовная опора. А в их внутреннем возрождении – возрождение их села.
Проект «Культурный код» получил грант Президента РФ по направлению «Сохранение исторической памяти». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.