Полиция как проблема
Российские полицейские воспринимают мигрантов как источник всяческих благ и выполнения планов по раскрываемости чего угодно: можно без особых опасений фальсифицировать что угодно: запуганные и малограмотные мигранты подпишут все, и вступиться за них просто некому.
Тут и взятки — опять же запуганные и малограмотные мигранты отдадут все, что имеют, лишь бы их отпустили, особенно если пригрозить депортацией, — и возможность безнаказанно проявить свою ксенофобию, потому что местные жители, воспитанные на мигрантофобских «новостях» о мнимой «криминальности» мигрантов и воображаемом «отъеме работы у россиян», и не подумают за них вступаться, даже видя явные нарушения и насилие со стороны полиции.
Поэтому карантин в марте-мае, и заметное снижение числа мигрантов из-за невозможности въезда ввиду закрытых границ чрезвычайно огорчают недобросовестных российских полицейских и делают их куда более агрессивными по отношению к оставшимся в России мигрантам, которым приходится теперь откупаться и отдуваться «за себя и за того парня», что не смог приехать.
Дыры в законах
За время пандемии в России приняли много законов, которые касаются иностранных граждан. И они в принципе полезны. Вопрос в том, как они будут реализованы.
Например, есть Федеральный закон от 13.07.2020 № 209, согласно которому иностранные граждане, имеющие дееспособных детей старше 18 лет с гражданством РФ, могут получить гражданство России в упрощенном порядке. Однако до сих пор от них не принимают заявительные материалы, ссылаясь на то, что нет административного регламента. Это такая российская традиция: инструкция всегда выше закона.
Упрощает получение гражданства некоторым иностранным гражданам, а также корректирует общие законы о гражданстве и дактилоскопической регистрации.
Более того, если раньше российское гражданство можно было получить в своей стране без выезда, то сейчас нужно приехать в Россию, оформить вид на жительство и только после этого подавать документы на гражданство. А что делать такой категории, как дети с иностранным гражданством, у которых родители – граждане России? Они же не могут подать заявление на вид на жительство самостоятельно. А по закону никто, кроме них, сделать этого не может. То есть людей, которые имеют право по закону получить российское гражданство, по факту оставили без него.
Или, например, сделали постановку на миграционный учет и отправление уведомлений о заключении или расторжении трудовых договоров в электронном формате. Однако подходящего программного обеспечения для этого нет. Зато вместо трех рабочих дней стал один календарный. Теперь работодателей штрафуют, наверное, раз в пять больше, потому что они не успевают отправить все эти формы за один календарный день, а средств для электронной реализации никто не разработал
Появился Федеральный закон N 16-ФЗ от 06.02.2020, который упрощает процедуру трудоустройства иностранных студентов очных и очно-заочных отделений вузов. Они имеют право работать без дополнительного разрешения на работу. Но там не прописано, имеют ли право работать студенты ПТУ. Там не прописано, имеют ли право работать без оформления студенческих разрешений на работу аспиранты.
У меня есть обращения и от первой, и от второй категорий. Работодатели им отказывают и требуют студенческие разрешения на работу. А когда люди едут оформлять это разрешение, им говорят: «Нет, вам оно не нужно». Как минимум две категории учащихся лишились всякого права на работу.
Фото: pixabay.com
Есть проблемы и с указом Президента РФ от 18.04.2020 № 274. Изначально он был сформулирован очень криво. Как только мне стало о нем известно, я сразу отправила запрос на разъяснения, как этот указ должен применяться. Разъяснения пришли хорошие, только вот именно в таком виде заставить его применять – это просто убиться.
Регулирует правовое положение мигрантов в России в условиях пандемии COVID-19. Например, продлевает сроки действия некоторых документов и устанавливает новые отношения между работодателем и иностранным сотрудником.
Позднее начала изменяться и сама политика. Люди, которые оформили патент на работу с 15 марта по 15 июня, согласно первоначальным разъяснениям, должны были внести только первый платеж. Дальше они могли какое-то время не платить, а их патент являлся действующим. А в августе стали массово аннулировать эти патенты под предлогом, что они якобы не оплачены.
В указе от 15 июня, который продлевал действие 274 указа, не была продлена возможность работать без патента и разрешения на работу. В нем не было прописано, каким образом людям, находящимся в России не по трудовым визам, оформить разрешение на работу или патент. А это огромное количество иностранных граждан, и их оставили без возможности легального заработка. По сути, они вынуждены нарушать миграционное законодательство.
Депортация и суды
Указ Президента РФ № 580 от 23.09.2020 сильно запоздал, и из-за этого случилось несколько сотен выдворений. В этом указе нет полного запрета на депортации: например, там разрешены депортации лиц, признанных нежелательными. А у нас сейчас через одного признают нежелательным. Это не просто депортация – это запрет на въезд в страну на всю жизнь. Вот этот маленький пункт очень крупно испортил жизнь десяткам тысяч людей.
Уже есть много дел, когда государство признаёт нежелательными иностранных граждан, даже если у них есть ребенок с российским гражданством. И это сейчас происходит более интенсивно, чем раньше. Потому что раньше были разные способы выдворения из страны, а сейчас этого нет, и их депортируют, признавая нежелательным. И когда это происходит, семья человека уже не имеет никакого значения.
Причем можно оспорить это решение, но выиграть суд – ничтожные шансы. Особенно сейчас, в период пандемии, потому что суды фактически не работают. Они не принимают заявления никак, кроме как по почте. А отправленные по почте заявления, вполне вероятно, частично валяются по углам и их никто не открывает.
Недавно у нас было дело, связанное с абсолютной провокацией со стороны сотрудников полиции. Сотрудники ГАИ в Железнодорожном останавливали автомобили под управлением, как говорят, «лиц неславянской внешности», заставляли выйти из машины, фотографировали, а потом направляли в суд, чтобы выдворить из страны за нарушение режима закрытой территории. Доказать, что это было провокацией, практически невозможно. К нам попало восемь таких дел, хотя я уверена, что их в разы больше. И всех этих людей, чтобы они не смогли доказать, что была провокация, отправили в спецприемник в Егорьевск.
Мы забрали восемь заявлений из Егорьевска, отправили в их Мособлсуд. По семи из них почта дошла, а по одному – нет. Семь человек выпустили, а один все еще сидит там, уже более 40 дней прошло. И он ужасно возмущается, потому что отправил письмо вместе со всеми, а его дело не рассмотрено. Что сделали в Мособлсуде и почему семь дел рассмотрели, а одно нет – непонятно.
Отсутствие поддержки
Получит иностранный гражданин поддержку от своей страны или нет – зависит от посольства. Например, сейчас очень хорошее посольство у Таджикистана. Прекрасный консул, который бросается на защиту своих граждан. Он – мой идеал дипломата. А вот посольство Узбекистана – это уникальное учреждение, которому плевать, что происходит с гражданами его страны.
В этом году произошла очень печальная история с одним гражданином Узбекистана. Он жил где-то в Подмосковье, однажды приехал на вокзал в Москву и его задержали в метро вместе с большим количеством других пассажиров. Он никому не звонил, не сообщал, не жаловался.
В итоге по ошибке ему отдали паспорт гражданина Таджикистана. И другой гражданин, который забрал его паспорт, спокойно ушел.
Судя по фотографии в паспорте, гражданин Таджикистана был полный и лысый, а наш гражданин Узбекистана – худой и волосатый. Очень сложно понять, как перепутали их паспорта и не заметили этого, но в итоге гражданина Узбекистана привезли в суд, где его ни о чем не спросили и сам он ничего не говорил, и в итоге его посадили в спецприемник Сахарово.
Фото: Javad Esmaeili / Unsplash
Молодой человек молча там сидел, никому и ничего не говорил. Позже в спецприемнике поменялся инспектор, и новый пришел знакомиться со своими «инспектируемыми». Называет фамилию по таджикскому паспорту – никто не выходит из строя. В итоге инспектор обнаружил, что у них сидит совершенно другой человек.
Инспектор обратился к начальнику, с мужчиной поговорили и написали запрос в посольство Узбекистана. Вы думаете, что посольство стало заступаться за незаконно задержанного, писать ноты протеста? Оно взяло и выписало сертификат на возвращение на родину. Когда этот сертификат пришел обратно в Сахарово, начальник спецприемника просто схватился за голову. Он пишет еще одно письмо, не понимая, как это возможно вообще. В ответ на это письмо посольство Узбекистана выписывает второй сертификат возвращения.
Поэтому обращаются к нам. Еще у нас долгое время хорошо работало представительство агентства по внешней трудовой миграции Узбекистана, но сейчас оно тоже портится. Возможно, посольства не хотят отдавать им ту работу, которая находится в их компетенции.
Конечно, сказать, что страны совсем бросили своих граждан – нельзя. Можно сказать, слишком часто нет руки помощи, когда иностранный гражданин вольно или невольно вступает в конфликт с российским государством. Проблемы с российским государством многим гражданам, опять-таки в зависимости от посольства, приходится решать самим.
Отказ в оказании медицинской помощи
Еще одна проблема – сейчас, в пандемию, отказывают мигрантам в госпитализаци. Причем без оснований. Услышали иностранное имя – трубку положили. У человека в теории может быть российское гражданство, но ему все равно откажут.
Мы с такими случаями сталкивались в апреле-мае постоянно. Нам без конца звонили люди, которые говорили, что пытаются обращаться в скорую, но как только называют свое имя – на той стороне кладут трубку. Сейчас у нас меньше заболевших, но в экстренной помощи все равно отказывают.
Людей во время пандемии оставляли просто в коридорах. И это были люди с подтвержденным коронавирусом. Человека привезли в больницу, но вместо того, чтобы его принять, ему просто бросали матрас на пол. Или даже этого не было, он просто сидел в коридоре или ложился на стол.
Несколько дней назад у гражданки Таджикистана, у которой есть разрешение на временное проживание в Ставропольском крае, случился гипертонический криз. Скорая приехала, но госпитализировать не стали, так как она находится в Москве, а не по месту регистрации.
В итоге ее привезли в Морозовскую, но отказывались госпитализировать. Пришлось мне звонить в УВД, чтобы вызывать наряд для фиксирования отказа оказания экстренной медицинской помощи. И только при помощи полиции мы смогли госпитализировать эту женщину.
Дефицит как плюс
За время пандемии появился один плюс – условия труда в России стали лучше. С июля месяца стал ощущаться жесткий дефицит кадров, и с конца лета условия труда резко улучшились. И сильно поднялись зарплаты, особенно в строительстве: есть случаи, когда плата увеличилась в три-четыре раза. В клининге поднялись зарплаты в полтора или два раза. Сейчас мигранты на разрыв, их переманивают с одного предприятия на другое.
Поэтому категорически не стоит ехать домой на Новый год в этот раз. Потому что вернуться обратно и начать работать здесь раньше апреля возможности не будет: закрыты границы, и Россия не хочет их открывать ни с кем, кроме уже сформированного списка. Говорят, его не будут пересматривать до марта. А там из стран СНГ – только Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. В Беларуси сейчас своих проблем хватает – не едут, из Казахстана тоже особой миграции нет – богатая экономика, а из Кыргызстана билеты по цене до 100 тысяч рублей в один конец дошли.
Пересечение границ
Сейчас можно приехать в Россию, если есть «специальные основания». Специальными основаниями являются наличие вида на жительство в России, родители или дети с российским гражданством, официальный брак с гражданином РФ. Поэтому уже появились люди, которые ездят в Таджикистан, Узбекистан и другие страны, чтобы жениться на местных гражданах и помогать им попасть в Россию. Появился вот такой вид бизнеса — жених или невеста для въезда в Россию.
Можно приехать и на стационарное лечение, поэтому вовсю торгуют всяческими медицинскими фальшивками, но это очень строго отслеживается, проверяется. Даже если купить настоящий вызов на лечение в реальной больнице по реальному диагнозу – это не выход: въехать можно только на стационарное лечение, по окончании лечения в стационаре мигрант обязан выехать, и никакие патенты или разрешения на работу ему не оформить.
В августе-сентябре пошла волна приездов в качестве помощника водителя грузовой фуры, якобы следующей транзитом, и такие мигранты первое время умудрялись даже патенты оформлять. Но потом этим “водителям” вообще перестали выдавать миграционные карты. Теперь им приходится платить такую же сумму за выезд с этой же фурой.
Начались массовые незаконные въезды с территории Беларуси – пограничники сейчас «зарабатывают» вволю. Они берут так называемый «штраф», хотя он таковым не является, – 2 тысячи за въезд в Россию. Это означает, что человек оказался как бы незамеченным для пограничников, а если его здесь ловят, он оказывается в СИЗО за незаконное пересечение границы.
Весной этого года очень многие люди еще думали, что возможно улететь. Тогда не были организованы чартерные рейсы, государство не думало, что регулярное сообщение откроется не скоро. Поэтому люди просто скапливались в аэропортах и ждали, что вот-вот появится рейс. И были мошенники, которые продавали билеты на несуществующие рейсы. И случались возмущения из-за этого.
Фото: Erik Odiin / Unsplash
Было очень много обращений из-за этого. В частности, из-за компании Utair, которая продавала десятки тысяч билетов на несуществующие рейсы, а деньги за них до сих пор не вернулись многим людям. Сейчас наши авиакомпании уже вывозят людей, и такие катаклизмы будут вряд ли.
Решение проблем
Основная проблема, из-за которой все случается, – миграционный учет. Это никому не нужная бюрократия, которая ничему не служит и только позволяет вымогать взятки. Если отменить миграционный учет, отпадет огромный пласт проблем: оформление этого учета, за который приходится платить мигрантам; проверка миграционного учета, которая на самом деле является формой вымогательства; аннулирование этих миграционных учетов за то, что люди не проживают по указанному адресу, и, как следствие, переход людей на нелегальное положение; отказы в оформлении патентов, разрешений на временное проживание, гражданства и много другого из-за того, что неправильно оформлен миграционный учет. Если его отменить, умрет колоссальный пласт коррупционных проблем.
Вторая проблема – специфическая для России. У нас практически нет идейно-мотивированного нацизма в России. У нас весь нацизм происходит из правоохранительных органов, которые настраивают людей против мигрантов и безнаказанно их грабят. Если это запретить, то мигрантофобия в России практически полностью сойдет на нет.
До тех пор, пока люди не начнут активно официально жаловаться, а прокуратура не раскачается и не начнет давить на сотрудников полиции, чтобы они свою работу исполняли, а не до мирных мигрантов домогались, законы исполняться не будут.
Записала Марина Некрасова