21-летний Андрей Пиминов пять лет назад основал волонтерское движение «Я мастер». Его команда добровольцев помогает организаторам на различных благотворительных и публичных мероприятиях, акциях. Отдельное направление работы — помощь детским домам. Челябинец рассказал АСИ, как сам дважды оказался на попечении государства и с какой миссией навещает воспитанников детдомов.
«Бабушка заменила маму»
До трех лет Андрей Пиминов жил в доме малютки, так как в 1990 годы его мама продавала героин и за это попала в колонию. Пока она отбывала срок, бабушка оформила опеку над внуком и забрала его к себе. В 2003 году женщина освободилась, но не одна, а с девочками-двойняшками, которых родила за решеткой. По словам Андрея, бабушке пришлось заботиться и о малышках, поскольку мама искала счастья в алкоголе и наркотиках.
«Мама до тюрьмы кололась и после эта катавасия с наркотиками продолжилась. Вела себя неадекватно, избивала меня. Особенно сильно, когда накосячу где-то. Но вот сейчас не понимаю, как за детские шалости можно бить? В итоге с восьми лет начал бродяжничать, потому что дома было не комфортно. Ночевать оставался у тетки. Я все детство прожил сам по себе», — рассказал АСИ Андрей Пиминов.
Чтобы заработать на развлечения и сладости мальчик с друзьями притворялся глухонемым и продавал на улице сувениры и книги.
«Кто-то из пацанов воровал, кто-то попрошайничал, а мы придумали вот так зарабатывать на свои детские “хотелки”. Люди жалели, покупали товары. В день мог наторговать до 5 тысяч рублей на карманные расходы. Это сейчас таких “глухонемых” много ходит, и уже так просто прохожих не проведешь. До десяти лет все деньги спускал на жвачки, чупа-чупсы, фастфуд, походы в кино, а потом начал половину бабушке отдавать. Уже стал понимать, что ей нелегко нас всех тянуть и нужно помогать», — продолжает челябинец.
Бабушка такой способ заработка не одобряла, но никак не могла повлиять на своенравного внука. Когда ему было 11 лет Татьяна Андреевна заболела и как единственный опекун вынуждена была отдать его в приют.
«Сотрудницы опеки обманули, сказали, что на неделю в санаторий еду. Я около месяца ревел, а потом сбежал домой, но меня обратно вернули. Через несколько месяцев бабушка умерла, и меня определили в детский дом. Бабушка заменила мне маму, я ее очень любил. Она меня баловала, водила на экскурсии, в театр, зоопарк. Жалею, что огорчал ее», — вспоминает Андрей.
«Хотел стать человеком»
К жизни в детдоме Андрей Пиминов привыкал два года. Все это время подросток регулярно сбегал, причем за компанию брал с собой и других ребят.
«Мне как воздух нужна была свобода, и я применял такой шантаж: если не будете меня отпускать, то увожу с собой других. Вскоре в детдоме смирились и разрешали недолго погулять. Ближе к 15 годам уходил, чтобы подработать — полы мыл, двор подметал, листовки раздавал. Деньги тратил на свои нужды и сестренкам помогал, которые жили с матерью. Она в 2015 году умерла, и их потом тоже определили в детдом, а через год нашлась приемная семья», — рассказывает челябинец.
Андрей признается: детский дом с ненавистным режимом неожиданно для него стал родным. Большую роль в этом сыграли воспитатели.
«Благодарен воспитателям за то, что сделали из меня человека. До сих пор с ними общаюсь. Мне открыли другую, яркую, сторону жизни, многому научили. Я занялся вокалом, выступал, ездил на конкурсы. Жили очень хорошо, ничем нас не обделяли. Несколько раз в год ездили отдыхать в лагеря. Честно говоря, если бы стоял выбор между детдомом и приемной семьей, выбрал бы первое», — откровенничает Андрей.
После девятого класса молодой человек поступил в техникум на повара-кондитера. Жил в общежитии, где большинство студентов-детдомовцев вели разгульный образ жизни. Сам он этих соблазнов сторонился и свободное время посвящал волонтерству в составе студотряда.
«Я хотел стать человеком. Не сойти с дистанции помогали, наверное, те люди, которые в меня не верили, говорили, что я как и многие детдомовцы сопьюсь, снаркоманюсь или в тюрьму попаду. Мне хотелось доказать, что простой парень из детдома может чего-то добиться», — говорит челябинец.
Дарить радость
В 2015 году Андрей Пиминов активно волонтерил в различных фондах, посещал форумы, обучался на семинарах, а спустя год создал свое движение. К нему примкнули сотни студентов и подростков. Сейчас это одна из крупных волонтерских команд в регионе, помогающая организаторам благотворительных мероприятий и не только.
Зарегистрировать участников, скоординировать, встретить, разместить гостей — эти и многие другие функции ложатся на плечи добровольцев. Также они раздают георгиевские ленточки в День Победы, облачаются в костюмы ростовых кукол и веселят онкобольных детей под окнами больницы, проводят утренники и мастер-классы для детей-сирот.
«Волонтерство для меня – это не просто хобби, а целая жизнь. Мое движение – моя семья, которая с каждым днем растет все больше. Ценю и уважаю своих ребят. Мне не нравится, что некоторые организаторы воспринимают волонтеров как бесплатную рабсилу, которая нужна, чтобы таскать стулья. Я все-таки пришел к тому, что стал фильтровать приглашения. То есть если это далеко не благотворительное мероприятие, то мы оказываем услуги платно. В любом случае всегда стараюсь вознаградить добровольцев за труд, начиная от билетов на концерт и заканчивая бесплатным обучением курсу вожатого для работы в лагере», — поделился волонтер.
Четыре года Андрей и его волонтеры сотрудничают с областным СПИД-Центром. В этом году устроился на работу в независимый исследовательский центр «Есть мнение», который занимается профилактикой ВИЧ.
«Я не скрываю, что моя мама была ВИЧ-положительная. Еще несколько лет назад ничего толком не знал о ВИЧ и СПИДе, в то же время был какой-то страх, не хотелось вообще этой темы касаться. Сейчас работаю координатором онлайн-тестирования, консультирую людей. Моя задача довести их до СПИД-Центра, чтобы начали принимать терапию. Объясняю, что с этим заболеванием можно жить. К моим словам прислушиваются 80% обратившихся», — отметил Пиминов.
Особое место в волонтерстве Пиминова занимает помощь детским домам. В ноябре организовал шестую по счету благотворительную акцию «Подари ребенку счастье в Новый год». На свои деньги и пожертвования партнеров закупает и привозит в подшефные учреждения сладости, подарки, канцтовары.
«Некоторые утверждают, что сирот заваливают подарками под Новый год, что они эти конфеты выбрасывают и не едят. Но из своего опыта скажу, что у нас в детдоме такого не было. Каждому максимум пять подарков дарили, мы с благодарностью их принимали. Конфеты складывали в шкаф и “растягивали” удовольствие на несколько месяцев. Малышам в группах воспитатели, конечно, выдавали понемногу, потому что от большого количества сладостей могла быть аллергия и другие проблемы со здоровьем. Мы с нетерпением ждали этого праздника. Помню, как нас поздравляли волонтеры в костюмах Деда Мороза и Снегурочки. Именно тогда я захотел также, когда вырасту, дарить детям радость», — говорит волонтер.
Андрей старается навещать сирот не только под Новый год, но и в обычные дни. Он рассказывает о своей жизни, волонтерах и добрых делах.
«Приезжаю с таким помыслом, чтобы показать, как сирота, выпускник детдома не опустил руки и двигается вперед. Уверен, в голове у кого-то отложится, что есть возможность учиться, работать, помогать людям и получать от этого кайф».