Тема месяца — взаимодействие непохожих, смелость быть собой. В «Диалогах» на сцену Театра наций вышли молодые актеры с синдромом Дауна.
Спрячь под веком слезу…
«О чем эти диалоги? О том, что все мы — часть большого контекста… О единстве разных и о том, что мы все вместе формируем эту реальность», — говорит Анастасия Егорова, режиссер спектакля, актриса Театра наций.
Северный край, укрой.
И поглубже. В лесу.
Как смолу под корой,
спрячь под веком слезу.
И оставь лишь зрачок,
словно хвойный пучок,
и грядущие дни,
И страну заслони.
Год назад Стас Милявский не читал стихов. Сегодня он стоит на залитой светом сцене Театра наций и читает Бродского — «К северному краю».
Тексты Льюиса Кэрролла, Туве Янсон, Иосифа Бродского и др. подбирала Анастасия Егорова. Она же занималась с актерами, некоторые из них еще только начинают говорить.
«Я подбирала тексты, основываясь на своем ощущении от общения с ребятами (актерами с синдромом Дауна. – Прим. ред.), — объясняет Анастасия Егорова. — Это абсолютно теплое, доброе ощущение какого-то классного путешествия. Ты совершенно не представляешь, где окажешься во время диалога с ними».
В спектакле принимают участие актеры Театра наций Артем Тульчинский, Олег Савцов и Сэсэг Хапсасова. Для них этот опыт — особенный: в ходе спектакля всегда нужно быть готовым к неожиданностям и импровизации.
«Я, бывает, встречаю людей, которые говорят мне: как ты это терпишь? Но это история не про терпение. Это совершенно другое, что-то очень интересное. Спектакль делается ради встречи, а встреча должна стать поводом что-то для себя открыть, задуматься, вступить в диалог», — продолжает Анастасия Егорова.
Научиться принимать себя
Основатель и художественный руководитель инклюзивного кинотеатрального проекта «Взаимодействие» Маргарита Ребецкая — режиссер, балерина, хореограф. Она окончила театроведческий факультет ГИТИСа, работала в ансамбле Игоря Моисеева. У нее не было никакой личной истории, связанной с инклюзивной темой. Получила опыт волонтерства в нескольких проектах и поняла, что это расширяет картину мира, помогает развиваться.
Тогда Ребецкая занялась режиссерской деятельностью и поставила несколько мини-спектаклей.
«Меня это очень сильно прокачало в плане того, как можно искать в несовершенстве что-то прекрасное, — говорит Маргарита Ребецкая. — Я из такого академического мира, где «только так и никак иначе», а здесь я увидела какую-то новую степень свободы, искренности и разнообразия».
Прочитав много западной литературы об инклюзивных театрах, Маргарита Ребецкая пришла к выводу, что ей близка концепция «принятия всех» — всех особенностей.
Она увидела, что люди с синдромом Дауна могут создавать особую театральную эстетику, которая не смешивается ни с чем другим.
Помимо «Безграничных диалогов», в программе «Месяц взаимодействия» — еще один спектакль «Ёлка в комнате» и серия роликов «Взаимодействие — это…». В съемках роликов участвовали актеры Дарья Мельникова, Никита Кукушкин, Никита Ефремов и др.
15 марта состоится тренинг «Взаимодействие» для будущих профессионалов социальной сферы — учеников колледжей по подготовке социальных работников Департамента соцзащиты города Москвы.
Программу завершит 24 марта премьерный показ нового спектакля «Бу» в Культурном центре ЗИЛ. В спектакле принимает участие музыкальный коллектив Jukebox Trio. Масштабные декорации подготовила театральный художник Ольга Никитина.
Слоган акции — «Взаимодействие непохожих».
«Когда начинаешь взаимодействовать с людьми, которые на тебя не похожи, тебе проще становится смотреть и на себя, — говорит исполнительный директор проекта «Взаимодействие» Ксения Кабишева. — Пропадают страхи, происходящие от каких-то твоих собственных странностей, особенностей, несовершенств».
Как съесть слона
Кинопродюсер Олеся Овчинникова пришла в проект «Взаимодействие» вместе с режиссером Юлией Сапоновой по приглашению Маргариты Ребецкой.
«Когда я познакомилась с людьми с синдромом Дауна, я поняла: навязанные нам стереотипы не имеют никакого отношения к действительности, — говорит Олеся Овчинникова. — Мы слышали исключительно рассказы о проблемах, о трудностях, которые приходится преодолевать семьям. Часто это только отталкивает людей, далеких от темы».
Было решено использовать все доступные средства для того, чтобы рассказать о полученном опыте в позитивном ключе.
«У всех у нас свои трагедии. Тебя это не задело, и ты стараешься сделать шаг назад, абстрагироваться, не замечать, и это происходит ровно потому, что нам не рассказывали, не показывали, что на самом деле не обязательно страдать, — убеждена Олеся Овчинникова. — Эта тема не должна показываться через боль, грусть и преодоление».
В 2017 году вышел ролик «Быть вместе».
Потом появилась еще серия роликов с известными людьми, снимаются сериалы, полнометражные игровые фильмы с участием молодых актеров. В планах — коллаборация с известными театрами Москвы.
В 2020 году вышел документальный фильм «Съесть слона» — о жизни театральной труппы и об испытаниях, которые она прошла на пути к премьере спектакля в Женеве, на площадке ООН. Главный посыл фильма — любые трудности можно преодолевать постепенно, маленькими шагами, и в конце концов добиться успеха.
Полную версию фильма можно посмотреть по ссылке.
Проект «Взаимодействие» призван показать, что у каждого из нас есть проблемы, в том числе у людей с особенностями. Люди с синдромом Дауна хотят учиться, дружить, любить друг друга, работать и существовать в обществе полноценно как личности.
«Это не только наша заслуга, но и наша тоже, что потихонечку начинают выходить ролики с аналогичной концепцией», — подчеркивает Олеся Овчинникова.
Начиная проект, команда мечтала, чтобы участники, независимо от особенностей, имели возможность становиться профессиональными актерами театра и кино, чтобы их приглашали на съемки, снимали в рекламе. После фильма «Съесть слона» так и получилось.
За пять лет существования проекта «Взаимодействие» произошли большие изменения. Социальные ролики, которые снимались прежде, были рассчитаны в основном на сострадание и жалость, отклик на просьбу о помощи. Сегодня появляются все больше фильмов и спектаклей, которые показывают, как можно легко, весело и с радостью взаимодействовать с особенными людьми.
«Мы хотим, чтобы у людей формировалось позитивное восприятие этой темы, чтобы преобладали радость, счастье. И, может быть, однажды, когда они увидят на улице человека с синдромом Дауна, у них это чувство всплывет и им захочется продолжить взаимодействие», — говорит Олеся Овчинникова.
На крыльях
Александре Рыжкиной 46 лет, в театре — четыре года. Занимается музыкой, играет на фортепиано и на флейте. Говорит, что разучила Ave Maria Баха, правда, пока еще никому не показывала. Музыке ее научила музыкальный педагог Оксана Терещенко.
Однажды ей случайно попалась на глаза книга Каролины Филпс «Мама, почему у меня синдром Дауна?».
«Это книга про девочку Лиззи с таким же диагнозом, как у меня, — рассказывает Александра. — Я прочитала всю книгу от начала и до конца. Мой отец хотел отказаться от меня и сдать в дом малютки, но мама не разрешила. Она сказала, что даже котенка берут с улицы и начинают заботиться о нем. Как можно бросить ребенка? Хотя на самом деле многие родители отказываются от своих детей».
В театре Александре непросто. «Репетиции почти каждый день, это выматывает, у меня низкое давление, мне сегодня стало плохо во время репетиции, пришлось выпить кофе».
Но театр дает и силы. «Мы действительно здесь открываемся для зрителя, показываем, что умеем. Просто некоторые слегка заторможены, а другие лезут вперед, выпячивают себя. Сцена возвышает. Ты как на крыльях».
Артем Силин пришел в театр по приглашению Маргариты Ребецкой. Занимается танцами, тхэквондо, плаванием, получал медали и грамоты на соревнованиях.
На вопрос «Что для вас этот театр — отдых, развлечение или работа?» отвечает: «Работа. Надо работать, работать и еще раз работать. Для движения, для речи, для диалога».
Дружит с Машей Быстровой, с Машей Сиротинской, со Стасом Милявским.
Антону 16 лет, он учится в школе. По его словам, для него театр — это праздник.
«Наша цель — перестать существовать на самом деле. Классно, что есть место, где ребята, которые уже стали друзьями, могут встречаться и взаимодействовать, однако глобальная цель — сделать так, чтобы мир в принципе стал по-настоящему инклюзивным. И чтобы в каждом театре были особенные актеры. Чтобы это было нормой, и термин «инклюзивный» вышел из употребления», — говорит Маргарита Ребецкая.