Новости
Новости
11.09.2024
10.09.2024
09.09.2024
18+
Интервью

«Есть сферы с высоким потенциалом роста»

Замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова — о программах государственной поддержки некоммерческого сектора, итогах года и планах на будущее.

Фото из личного архива Татьяны Илюшниковой

Подводя итоги 2021 года, какое событие вы бы назвали ключевым для сферы НКО?

За ушедший год был реализован целый ряд мероприятий, которые будут способствовать развитию сектора НКО много лет.

Одной из главных системных мер стало развитие реестра НКО.

Он был сформирован в 2020 году, а в этом стал активно применяться в работе.

Благодаря реестру стало развиваться кредитование НКО, которое раньше носило разовый, несистемный, я бы даже сказала, исключительный характер.

Мы предоставили банкам инструмент для взаимодействия с некоммерческими организациями.

>12 тыс. НКО
получили субсидии за нерабочие дни

Сейчас НКО имеют возможность получить и получают льготные кредиты, а также участвуют в государственных программах поддержки. Так, субсидии за нерабочие дни получили более чем 12 тысяч НКО на более чем 220 тысяч работников. Это около 10% от общего числа сотрудников, на которых были получены субсидии.

Реестр стал основой для выплат налоговых вычетов предприятиям, жертвующим в пользу некоммерческих благотворительных организаций.

С прошлого года по инициативе Минэка компании получили возможность подавать на возмещение НДС с суммы благотворительных переводов в адрес НКО. На базе реестра будут вырастать и другие меры поддержки и развития сектора.

Также в ушедшем году произошло уравнивание в документообороте НКО и МСП, что сократило часть административных издержек для некоммерческих организаций, в том числе в сфере длительности проверок.

Ну и конечно, запуск масштабной информационной кампании министерства и участников благотворительной деятельности о том, как жертвовать правильно и не стать жертвами мошенников, собирающих деньги под видом благотворительных взносов.

Минэкономразвития России подготовило два разъяснительных материала по противодействию мошенничеству в благотворительности. Материалы распространяются по регионам и в СМИ.

Крупная информационная кампания была развернута в #ЩедрыйВторник через благотворительные организации и личные аккаунты амбассадоров благотворительной деятельности, а также с использованием инфраструктуры поддержки: центров «Мой бизнес».

Для всей сети центров был проведен разъяснительный семинар: как коммерческим организациям защитить свою благотворительную деятельность от мошенников, а также воспользоваться налоговыми преференциями для юридических лиц благотворителей. Этот проект — новый уровень сотрудничества между властью и НКО.

Вы упомянули реестр СО НКО и, пожалуй, наиболее волнующая всех история — создание нового реестра. Единый реестр социально ориентированных НКО появился 1 января 2022 года. Ранее сообщалось, что реестр пополнится двумя новыми признаками, по которым в него будут добавлять НКО. Первый: имущественная поддержка (помещение передается НКО по договору или соглашению, а не временно для единоразового мероприятия). Второй касается организаций, «…которые успешно работают, но никогда не обращались за господдержкой и не попадают ни под один из уже установленных критериев вхождения в реестр». Эти организации могут предлагать включить в реестр региональные власти, выделяя самостоятельно дополнительный признак. Уже есть такие предложения? Что это за организации? Какие критерии для включения в реестр предлагаются в их отношении? Насколько они отличаются в разных регионах?

Мы инициировали поправки, определяющие порядок ведения реестра СО НКО. Субъект Российской Федерации вправе определить не более двух критериев, на основании которых НКО может попасть в реестр. Данные критерии будут утверждаться высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Утверждение дополнительных критериев в субъектах Российской Федерации для включения НКО в реестр — это право регионов, а не обязанность. Поэтому сложно предсказать, в какие сроки в регионах будут приняты такие критерии и какими они будут. Вместе с тем уже сейчас понятно, что в зависимости от внутренней политики, состояния и тенденций развития социально-экономической сферы и иных специфических особенностей у субъектов Российской Федерации будут наблюдаться разные подходы к определению критериев для включения НКО в реестр.

При этом велика роль гражданского общества для объективности определяемых критериев. Гражданское общество может повлиять на то, чтобы указанные критерии отражали потребности некоммерческого сектора в регионе.

Какие меры и планы по развитию сектора НКО и благотворительности вы видите на ближайшее время?

Среди крупных системных мер можно отметить наш «Стандарт поддержки благотворительности» на региональном уровне.

При подготовке стандарта мы проанализировали, как сейчас регионы развивают благотворительность, и написали алгоритм из 13 шагов по развитию благотворительности. Каждый шаг мы подкрепили успешной региональной практикой.

Стандарт поможет в работе субъектам Российской Федерации. Он также будет использован в работе в сфере развития благотворительности Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей.

Также мы приняли активное участие в формировании мер по налоговому стимулированию участия юридических лиц в продовольственной благотворительности.

Разработаны предложения о внесении изменений в законодательство о расширении объекта пожертвования. Сегодня, если компания хочет помочь частному лицу, например, заплатить за лечение ребенка в больнице, то это является дарением с точки зрения законодательства.

Эти взаимоотношения между родителями, НКО, больницей и дарителем никак не отрегулированы, а также не попадают под налоговые преференции. По букве закона, пожертвование может осуществляться только для группы лиц, и Минэкономразвития России предлагает уточнить в законе, что пожертвование может быть сделано в интересах одного лица, причем не только в виде денег или товаров, но и исполнения обязанности за третье лицо. Буквально: оплата лечения конкретного ребенка.

Такая же история с дарением материальных ценностей: если вы хотите передать в больницу сложное оборудование для конкретного ребенка, это тоже дарение, а не пожертвование. В отношении дарения нельзя строго определить, как этим даром в дальнейшем можно пользоваться,  тогда как пожертвование описывает строго, на что и как можно использовать пожертвованное.

Мы работаем над тем, чтобы сохранять рекуррентные, то есть регулярные, платежи — пожертвования при смене банковской карты частным лицом. Мы проработали вопрос с Центробанком и не видим правовых препятствий для реализации данной меры.

Вы перечислили экономические стимулы и меры поддержки СО НКО, а какие «моральные» стимулы?

В первую очередь это совместные информационные кампании о «прозрачной» благотворительности. Когда люди будут понимать, что они жертвуют настоящим некоммерческим организациям, чья деятельность прозрачна и эффективна, а расходование средств строго контролируется, то жертвователей станет больше. В этом году мы продолжим цикл информационных и разъяснительных кампаний.

Мы дополнительно хотим привлечь внимание всех россиян к вопросам благотворительности и направили в правительство предложение объявить 2024 год — Годом благотворительности. Конечно, мы хотим, чтобы благотворительность была важна не только один год, а все время, но проведение года благотворительности повысит значимость этой деятельности.

Минэкономразвития недавно представило очередной рейтинг регионов — лидеров по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (Ханты-Мансийский автономный округ – 1 место, Краснодарский край – 2 место, Ямало-Ненецкий автономный округ – 3 место, Тюменская область – 4 место, Республика Башкортостан – 5 место). Вы говорили о нескольких положительных тенденциях по сравнению с 2017 годом, когда Минэк первый раз сделал рейтинг. А что показывает сравнение с прошлым годом? Насколько процессы, связанные с пандемией, отразились на динамике в рейтинге?

Мы делаем этот рейтинг, чтобы стимулировать развитие сектора, определять и масштабировать лучшие региональные практики, следить за динамикой и тенденциями развития рынка услуг в социальной сфере.

Борьба за лидерство с каждым годом все острее. В 2020 году семь регионов показали резкий рост показателей и стали лидерами, набрав более 37 баллов, тогда как в 2019 году регионов-лидеров было 13 и для лидерства было достаточно набрать 30 и более баллов.

Спринтерами роста стали два региона, пополнившие в 2020 году группу регионов-лидеров: Республика Башкортостан и Ненецкий автономный округ поднялись в рейтинге с 25 до 5 места и с 37 до 7 места соответственно. Таких результатов регионам удалось достичь за счет увеличения числа муниципальных программ, в рамках которых в 2020 году фактически реализовывались мероприятия по поддержке СО НКО, а также числа муниципальных программ, содержащих адресные мероприятия по поддержке социального предпринимательства.

В целом по сравнению с 2019 годом увеличилось количество регионов, в которых реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры СО НКО, а также мероприятия по поддержке СО НКО и социальных предпринимателей в рамках муниципальных программ.

Так, в 2020 году в 67 субъектах Российской Федерации из региональных бюджетов выделялись средства для финансирования инфраструктуры поддержки СО НКО, в 2019 году – в 55 регионах. В 45 субъектах Российской Федерации в 2020 году муниципальные образования оказывали меры поддержки социальному предпринимательству, в 2019 – в 41 регионе.

При этом выросло количество регионов, в которых 100% муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства содержат адресные меры поддержки социальных предпринимателей (с пяти в 2019 году до 10 субъектов Российской Федерации в 2020 году).

В 72 субъектах Российской Федерации реализовывались муниципальные программы по поддержке СО НКО, в рамках которых были выделены и израсходованы средства из местного бюджета (в 2019 году – в 69 регионах). По данным за 2020 год, нет ни одного региона, где не были бы зарегистрированы и не вели свою деятельность СО НКО.

Таким образом, по всем рассматриваемым показателям в 2020 году наблюдалась положительная динамика.

Вы отмечали, что происходит рост количества негосударственных организаций в сфере охраны здоровья (как поставщиков услуг). В каких сферах ситуация хуже? Что, на ваш взгляд, стоит развивать в первую очередь?

По итогам рейтинга 2020 года можно сделать вывод о росте негосударственного сектора в различных отраслях социальной сферы.

Наблюдаются следующие тенденции: положительные изменения в системе здравоохранения — в 34 регионах Российской Федерации по итогам 2020 года в числе медицинских организаций, включенных в региональный реестр ОМС, доля негосударственных медицинских организаций по состоянию на 31 декабря 2020 года превысила 40 %.

По результатам рейтинга 2019 года — в 24 субъектах Российской Федерации растет доля негосударственных организаций социального обслуживания — в целом по России в 2020 году негосударственные организации социального обслуживания составляли 28% от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации — в 2019 году – 25%.

Развивается активность частных дошкольных образовательных организаций – только в девяти регионах их совсем не было в 2020 году, а в 2019 – в 12 субъектах Российской Федерации.

Есть сферы с высоким потенциалом роста. Рост численности граждан пожилого возраста может повлечь за собой повышение спроса на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

В отдельных субъектах Российской Федерации наблюдается низкая обеспеченность местами в организациях дошкольного образования.

Только в Чукотском автономном округе наблюдается превышение числа мест в дошкольных образованиях над количеством детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации имеется потенциал к предоставлению услуг негосударственными организациями в сфере дошкольного образования, в особенности в регионах, в которых наблюдается высокая рождаемость или стремительный прирост населения из-за внутренней миграции.

Благотворительность с вашим приходом стала не только направлением работы, но и частью неформальной деятельности сотрудников Минэка. Как и почему это произошло? Какой смысл (смыслы) вкладываете лично вы и ваши сотрудники в развитие благотворительности внутри министерства? Стала ли благотворительность частью вашей корпоративной культуры?

Я уверена, что благотворительность должна быть личным порывом и не делается в приказном режиме. Поэтому все инициативы, которые мы реализуем в сфере личной благотворительности, реализуются добровольно. Большой отклик людей говорит о том, что наши ценности близки. Важно, что сотрудники министерства не только участвуют в акциях, но и привлекают к ним другие министерства и организации.

Среди добрых дел и раньше были сбор вещей для передачи нуждающимся и на переработку, акции донорства. Сейчас к ним прибавились крупные мероприятия, расширился круг участников. Это и федеральные министерства, и организации малого и среднего бизнеса.

Для нас важно познакомить наших коллег с идеей благотворительности и добровольчества, чтобы в будущем, принимая решения в рамках своих служебных обязанностей, они лучше понимали и эту часть жизни страны.

Кроме того, участие в благотворительных мероприятиях – это простой и приятный способ увидеть непосредственный результат своего искреннего вклада.

Также активно присоединились регионы. На базе нашей инфраструктуры поддержки бизнеса, в более чем 300 центрах «Мой бизнес» проходит благотворительная акция #Мойбизнеспомогает. Сотрудники центра совместно с предпринимателями регионов организуют благотворительные акции в пользу детей, нуждающихся семей, пожилых людей и животных, жертвуют деньги и товары в пользу региональных некоммерческих организаций.

Регулирование деятельности и определение государственной политики в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также развития благотворительности и добровольчества является нашей обязанностью, но мы решили быть не только регулятором, но участником изменений и практической помощи.

В этом году мы сохраняем все инициативы и планируем новые большие информационные программы и благотворительные акции, и хотим расширить круг участников из организаций благотворительной деятельности и органов власти. Присоединяйтесь, ведь благотворительность — это возможность почувствовать и увидеть практические плоды своего труда.  

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике