С 2019 года в Тюменской области действует проект «Тобольский лес»: СИБУР в партнерстве с региональными властями восстанавливает леса. За три года в области были высажены 17 тысяч саженцев, восстановлено 4 га лесов.
Озеленяют область не только сотрудники СИБУРа, которых компания мотивирует становиться эковолонтерами, но также учащиеся и учителя из местных школьных лесничеств. Для них разработали образовательные программы и учредили грантовый конкурс: ежегодно авторы лучших экопросветительских проектов получают денежные средства на их реализацию.
«Мы увидели, что нарастает потребность вовлечения крупного бизнеса в сохранение леса, осознали ценность такой социальной инвестиции и начали разрабатывать программу, — комментирует Елена Бельская, начальник управления по взаимодействию с органами государственной власти и реализации социально-экономических проектов ООО «ЗапСибНефтехим». — Высадить несколько гектаров деревьев не сложно. Но мы хотели объединить всех, кто будет задействован в этом процессе, сформировать из них ядро единомышленников. Наша цель — чтобы один большой проект привел к появлению множества маленьких экологических проектов».
Территория проектов — победителей конкурса оказалась обширной: заявки на участие подавали как большие школы из Тюмени, так и маленькие из отдаленных поселков.
Как Любовь преобразила школьный двор
Учитель биологии Любовь Новоселова, прежде чем прийти в Сетовскую школу, 13 лет работала фармацевтом. Окунувшись в школьную жизнь, она начала заниматься эковолонтерством, вовлекать в него своих учеников и, как она выражается, «помогать уже не напрямую людям, как раньше, а природе и через нее — людям».
«Все началось с еще одного экопроекта компании “Территории чибисов”, — рассказывает Любовь. — Дети поучаствовали в бердинг-ралли, посмотрели, в каких условиях живут птицы, и остались в восторге. После этого все закрутилось, и мы со школьниками стали делать разные проекты».
Любовь отмечает, что раньше никогда не участвовала в конкурсах: ни пока была школьницей, ни в колледже и институте. Работая в школе, она стала активным пользователем социальных сетей, чтобы не пропускать интересную информацию.
Главное — «быть информированной».
В одной из новостных рассылок увидела сообщение о конкурсе «Тобольский лес» и поняла, что ее школа должна поучаствовать.
«Наша школа была открыта в 1970 году, — рассказывает Любовь. — Ели были посажены выпускниками. В 2013-м рядом построили здание новой школы, и практически все деревья, за исключением 27 елей, пришлось срубить. Вроде и не хотели вредить природе, но по-другому было никак. Вместо спиленных елей посадили лиственницы и сосны, но прижились не все».
Педагог подумала, что школе следует восстановить утраченные деревья, заодно показать детям на практике, как человек может преобразовывать среду вокруг себя.
Вместе с учениками Любовь подала заявку на участие в конкурсе. Проект «Школьный дендрарий» выиграл грант, и территорию школы озеленили. Под руководством учителя биологии школьники, члены кружка «Юный эколог» высадили деревья, кустарники и цветы.
Школьный дендрарий выполняет сразу несколько функций: декоративную, экологическую и обучающую. «Наш дендрарий — это не только красиво. Я объясняю ученикам, что деревья выделяют кислород, без которого мы не можем жить, а значит, улучшают воздух вокруг нашей школы», — рассуждает Любовь. Она считает, что школьная территория «влияет на экологическую осознанность».
Дети, по ее словам, должны видеть, как человек воздействует на природу: «Я считаю, что школьников нужно учить экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы. Вводить в их жизнь полезные экологические привычки».
Любовь полагает, что ученикам начальной школы эффективнее всего давать только теорию по экологической осознанности, а с учениками среднего и старшего звена — проводить практические занятия.
Как сельский учитель физкультуры Олег стал вермифермером
Учитель физкультуры Янтыковской школы Тюменского района Олег к проекту «Вермиферма дождевых червей» пришел через осознание важности правильного питания. «У меня есть девиз: “Экология, спорт, здоровье”, — рассказывает он. — Нужно есть экологически чистые продукты и вести активный образ жизни, чтобы сохранить здоровье на долгие годы».
Несколько лет назад у Олега начались проблемы со здоровьем, и он стал менять свои вкусовые привычки, внимательно изучать состав продуктов и условия их изготовления.
«Немногие люди понимают, что для того, чтобы продукты были полезными, они должны расти в экологически чистой среде», — рассуждает он.
Олег работал в спорткомплексе и, по его словам, мечтал реализовать свой экопроект, но возможности не было. В декабре 2019 года он пришел работать в Янтыковскую школу и через несколько месяцев выиграл грант СИБУРа на проект вермифермы.
Он вспоминает, что от Департамента образования Тюменской области в школу пришло письмо с информацией о конкурсе «Тобольский лес». «На тот момент у меня был практически готовый проект вермифермы и была команда старшеклассников, которым интересно этим заняться», — рассказывает он.
По словам Олега, руководство школы было удивлено, что учитель, устроившийся на работу несколько месяцев назад, победил в областном конкурсе: «Они сначала, наверное, не очень понимали, что за проект я собираюсь делать. Но дали мне возможность его реализовать и, увидев результат, оценили».
Вместе со школьниками учитель физкультуры организовал получение биогумуса, или, другими словами, вермикомпоста — органического удобрения, получаемого с помощью дождевых червей. За 2021 год, по словам Олега, школа переработала 80% отходов, которые раньше выбрасывались, и получила 300 л биогумуса. Удобрение школа стала использовать при посадке овощей на пришкольной территории.
О современных аграрных методах Олег стал рассказывать односельчанам. «Они, конечно, привыкли использовать обычный навоз и не понимают, зачем им от него отказываться. Я им стараюсь объяснять, что навоз дает эффект только на третий год, а биогумус сразу», — сетует Олег, но не сдается.
У учителя масштабные планы. Он намерен собрать новую команду, так как подростки, с которыми он запускал вермиферму, закончили школу, и освоить переработку птичьего помета.
Олег отмечает, что с помощью дождевых червей из куриного помета можно получить высокоэффективное удобрение.
В планах у него — способствовать распространению опыта создания вермиферм на другие школы. «Волонтерство накладывает ответственность и мотивирует развиваться: хочется чего-то большего, идти дальше», — отмечает учитель.
Лес, который восстанавливает Анастасия
Анастасию Просяник, волонтера с десятилетним стажем, в экоактивизм привело событие из жизни — рядом с ее домом вырубили деревья. В 2019 году, когда был запущен проект «Тобольский лес», она стала заниматься восстановлением лесов. За это время Анастасия высадила 200 саженцев и 30 деревьев. «Нужно уметь не только получать, но и отдавать, — рассуждает она. — Мы дышим кислородом, соответственно, нужно высаживать деревья, чтобы чистого воздуха было больше».
Анастасия — сотрудник СИБУРа, она работает ведущим специалистом по закупкам в Нефтехимической транспортной компании и за десять лет успела побыть как участницей, так и координатором многочисленных спортивных и социальных проектов.
Собирала новогодние подарки детям из приютов, строила теплые домики для бездомных животных и групповые вольеры для собак в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».
Анастасия считает, что волонтерство научило ее ценить простые вещи: «жизнь, любовь семьи, работу, спорт, чувства от просмотренного фильма, чашку утреннего кофе, улыбку ребенка, виляние хвостами моих собак».
«Я начала замечать и отмечать успехи и победы других людей. Меня это стало вдохновлять», — делится она.
Анастасия с грустью отмечает, что леса «горят моментально, а восстанавливаются не один десяток лет. И мы должны помнить об этом и помогать нашей природе. Посадка деревьев — совсем не сложное действие, но оно продуктивное и созидательное», — считает она.