Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

Пять задач, которые нужно решить перед заполнением грантовой заявки

Как повысить шансы на получение грантов и извлечь пользу из заполнения заявок, даже если победил кто-то другой?

Фото: Lindsay Henwood / Unsplash

Гранты — инструмент, который помогает НКО реализовывать большие и важные для деятельности организации спецпроекты, а в текущих условиях дает еще и ощущение устойчивости. При этом средства от частных и корпоративных грантодающих организаций можно направлять на уставную деятельность.

Для потенциальных партнеров и крупных доноров победа НКО в больших грантовых конкурсах свидетельствует о том, что организация работает прозрачно, проходит тщательные проверки документов и способна качественно отчитываться о результатах. А значит, ей можно доверять и создавать совместные проекты.    

Мы спросили экспертов нескольких грантовых конкурсов, какие задачи нужно заранее решить НКО, чтобы написать качественную заявку, и подготовили короткую инструкцию к действию.

Задача № 1. Внимательно изучить материалы о конкурсе

Это даст понимание, каким критериям должна соответствовать организация-участник: какой род деятельности, какие есть особые требования к правовой форме. Изучения сайта и публикаций в социальных сетях, телеграм-каналах может быть недостаточно — лучше заглянуть в положение. Там вы найдете все детали о подаче заявок и отчетности, которая потребуется в случае победы.

Все это важно понимать на старте, чтобы оптимизировать ресурсы команды. Если НКО не соответствует критериям, организаторы «отсеют» заявку при отборе, и усилия будут потрачены впустую. А если, например, НКО не учтет особенностей отчетности и не сможет ее подать, то может столкнуться с репутационными потерями.

«Важно внимательно прочитать положение о гранте, постараться проанализировать его критерии и самое главное — честно ответить на вопрос: подходит ли НКО под эти условия?

Причем критерии могут быть как стандартные — правовая форма, к примеру, так и не совсем обычные — ваши внимание и время. Можете ли вы уделить их этому гранту? Если нет и заявка заполняется «на автомате», то НКО рискует в том числе своим «именем» и продуктивностью», — говорит Эльвира Алейниченко, руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting.

Фото: Med Badr Chemmaoui / Unsplash

Задача № 2. Найти честный ответ, для чего глобально вам нужен этот грант

Экспертам грантового конкурса важно увидеть, как эта победа поможет вам в достижении социальных изменений.

«Я видела заявки, которые по всем критериям были хороши, и задавала себе вопрос: зачем именно этот грант НКО, если она уже хорошо справляется с задачей?», — говорит Алена Быкова, руководитель направления специальных проектов Агентства социальной информации.

В заявке необходимо указать не только планы, но и подкрепить их конкретными деталями: что именно НКО собирается делать с грантом и по каким направлениям.

Например, если ваша организация помогает матерям в трудных жизненных ситуациях, то стоит указать, почему возникает эта проблема, каким именно семьям вы собираетесь помочь благодаря гранту (какому количеству и в каком регионе).

Если понимаете, что у вас нет ответа на эти вопросы, возможно, стоит отказаться от участия.

Ольга Вохмянина
руководитель направления по связям с общественностью, куратор исследований АГО «Форум Доноров»

Хорошие заявки всегда отличает то, что ожидаемые результаты в таких проектах будут значимы для целевой аудитории: не 100 участников семинара, а 100 специалистов, которые освоили новые навыки и готовы применять их в работе.

По словам Ольги Вохмяниной, важно делиться итогами такой рефлексии с командой, потому что это придает вдохновения сотрудникам. Кроме того, в будущем контент заявки можно частично актуализировать для разных инструментов коммуникаций.

«Чтобы выиграть, команде НКО необходима в том числе нематериальная мотивация: полученные средства должны работать на достижение социальной миссии, которую транслирует организация, и решать проблемы подопечных. В заявках зачастую видно, «горят» ли авторы своим делом или нет. Первых, конечно, хочется поддержать», — говорит Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям Фонда целевого капитала «Истоки», организатор грантового конкурса «Стань заметным».

Задача № 3. Прописать четкий портрет ваших благополучателей

Команда НКО не всегда четко определяет образ своей целевой аудитории, а потому ей может быть сложно сформулировать целевую группу грантового проекта. Общими словами сложно убедить экспертов. Лучше подробно описать, кому будете помогать: пол, возраст, география и направление помощи.

Эльвира Алейниченко
руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting

Необходимо знать свою аудиторию еще и с мотивационной точки зрения. Ведь когда у НКО есть понимание, что она работает не только на себя, но и для конкретной аудитории, то появляется задача изменить отношение к подопечным, а не просто помочь ситуативно

Фото: Алексей Кузьмин

Задача № 4. Сфокусироваться на конкретных цифрах и ключевых результатах

Часто НКО включают в заявку общие формулировки. Это касается блоков про сотрудничество с партнерами, работу в команде и объем фандрайзинга. Однако для каждого конкурса важны свои показатели и акценты, поэтому лучше провести анализ положения и информации о конкурсе, а также посмотреть кейсы победителей прошлых лет (при наличии). Постарайтесь выделить самые важные показатели и отразить в заявке именно их.

«Вместо цифр, которые будут говорить сами за себя, участники стремятся рассказать в заявках обо всех своих заслугах за все время работы.

Даже если у вас нет цифр, честнее будет указать, что вы, например, пока не умеете подсчитывать охваты в социальных сетях или переходы по ссылкам на сайте. Это будет та конкретика, которая покажет экспертам, что да, сейчас есть проблемы, но вы их видите и готовы решать», — рассказала Алена Быкова.

Елена Щетинина
руководитель департамента работы с партнерами Фонда целевого капитала «Истоки», организатор конкурса «Стань заметным»

Стратегическое планирование в заявках сильно увеличивает шансы на победу. Например, если вы понимаете, что с текущими социальными сетями вы помогали десяти матерям, а с новыми инструментами появится возможность помогать 100 — это, конечно, будет существенным плюсом. Строить предположения можно, опираясь на исследования или успешные кейсы коллег

«Перед тем, как подавать заявку на грант, чтобы создать, например, новый сайт, нужно проанализировать ваши показатели. Если у вас есть аналитика, посмотрите глубину просмотра, количество переходов на страницу пожертвований, а также на то, сколько времени пользователь проводит на сайте. Если аналитику пока посмотреть нельзя, прочитайте несколько материалов в специализированных СМИ, чтобы точно знать, на какие показатели опираться. Это придаст вашей заявке вес.

Кроме того, важно указать ваши конверсионные цели и задачи максимально четко с подкреплением цифр и данных. Например, если хотите не просто сайт, а чтобы новый инструмент приносил вам тысячу переходов на страницу пожертвований в то время, как сейчас их 500, то это уже данные, на основе которых можно строить решения», — Евгений Фонталин, управляющий партнер Группы компаний Philin Philgood.

Уже реализованные проекты и действующие партнеры — не менее важная часть заявки, чем планы на будущее. Заявка приобретет дополнительный вес в глазах экспертов, если структурировать ее и написать о самых значимых проектах и партнерах. Но не стоит пытаться указать все направления, ведь это не будет означать, что вы в них преуспели, а только затруднит понимание экспертами вашей деятельности.

Евгения Белотелова
управляющий партнер Группы компаний Philin Philgood

Лучше сделать акцент на ключевые проекты и мероприятия, ведь заявка на грант похожа на резюме. И если в ней перечислено много небольших проектов, то жюри может показаться, что НКО работает над несущественными инициативами

«Часто к заявкам прикладывают партнерские письма, которые НКО отправляют также и для других грантов. Но эти письма, во-первых, составлены плохо (стилистически, грамматически), а во-вторых, их содержание может совсем не соответствовать теме конкретного конкурса», — отметила Алена Быкова.

Задача № 5. Понять, какие ресурсы и бюджет необходимы для реализации проекта

У НКО, которая подает заявку, всегда есть свои цели, задачи, мероприятия и бюджет в проекте, который претендует на грант. Очень важно сохранить логическую связь между этими звеньями.

Анна Скоробогатова
исполнительный директор Благотворительного фонда «Абсолют-помощь»

Одна из частых проблем грантовых заявок связана с бюджетированием проекта. Прежде всего НКО, которые нечасто подают заявки, порой забывают оценить все необходимые для реализации проекта ресурсы, например, зарплаты юриста и бухгалтера, которые будут тратить часть своего времени на новый проект

«И не забудьте включить налоги и отчисления в пенсионный фонд! У нас нет цели поддержать самые дешевые проекты, но иногда в заявках мы видим стремление НКО к занижению расходов на проект, — добавляет Анна Скоробогатова. —

Возможно, такое стремление закладывать минимальную стоимость продиктовано желанием показать его реализуемость и повысить шансы на победу. Но на деле это часто приводит к пересчету бюджета и сложностям с реализацией хорошей идеи.

Кроме того, грантодатель всегда видит попытки упаковать текущую деятельность организации в новый проект. Стараясь найти финансирование для обычных расходов за счет грантов, фонды упускают из виду, что грант – отличный способ привлечения средств для запуска по-настоящему новой идеи. Он дает возможность стартовать пилоту, собрать доказательную базу, показать первые результаты, которые затем могут стать хорошим продуктом для фандрайзинга».

Фото: UX Indonesia / Unsplash

Чек-лист «Как подготовиться к подаче заявки на грант»

  1. Внимательно изучите положение о конкурсе, чтобы понять, подходит ли ваша НКО по всем критериям. Также важно посмотреть все материалы, которые подготовили организаторы конкурса: вебинары, памятку с частыми вопросами и все, что есть в открытом доступе.
  1. Изучите проекты победителей прошлых лет. Попробуйте связаться с командами этих НКО и попросить консультацию: возможно вы получите уникальный опыт.
  1. После согласования общих данных о проекте, который будете подавать на грант, попросите сотрудников, ответственных за разные блоки, заполнить свои части в заявке. Затем посмотрите все, сформируйте пул вопросов (которые, скорее всего, появятся) и проведите небольшую стратегическую сессию: она поможет договориться разным департаментам, причастным к предмету заявки, и улучшить ее. Не забудьте пригласить бухгалтера и финансового директора (при наличии), их экспертность поможет в планировании бюджета. Такой командой вы найдете четкие ответы на стратегически важные вопросы: как этот грант поможет вам приблизиться к миссии НКО? Кто ваши благополучатели (портрет аудитории)? Однако у всего этого процесса должен быть руководитель, ответственный за подачу заявки. Им может быть, например, директор НКО или грантрайтер.
  1. Обязательно прочитайте заявку свежим взглядом. Это поможет обратить внимание на недочеты (например, стилистические и грамматические) и увидеть идеи, как можно улучшить материал. Качество текста заявки, ее опрятность отражает в целом подход команды к решению задач и готовность НКО ответственно участвовать в конкурсе.
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике