Сергей
Сегрею Токареву, ведущему психологу службы «Ясное утро», 48 лет. 24 года он отработал машинистом метро.
Потом его здоровье пошатнулось, и он решил искать себя в другой сфере.
В 2019 году Сергей получил высшее психологическое образование и учился по направлению психологической консультативной деятельности работать с травмой. На этом курсе он встретил девушку, которая волонтерила в службе «Ясное утро». Она рассказывала, как много это волонтерство дает практики и ресурсов. Сергею понравилось, и он пошел на курсы подготовки волонтеров-психологов.
Это было лето, я прошел курс подготовки и в августе вышел на горячую линию как волонтер-психолог. Моя работа понравилась, и мне предложили трудоустроиться.
Оксана
Оксане Десятых, ведущему психологу службы «Ясное утро», 34 года. С профессией психолога у нее «случилась любовь», но не сразу. Сначала она получила профессию графического дизайнера, работала, потом начались материнство и детско-родительские отношения.
Тогда же появилась возможность получить второе высшее образование: Оксана выбрала психологию, думала сначала «просто для себя, для интереса». Но затянуло и привело к тому, что она стала практикующим специалистом.
А потом как-то искала работу, чтобы расширить практику, и наткнулась на волонтерство в службе «Ясное утро». Прошла отбор и на волонтерских началах год отработала на линии. Теперь она ведущий психолог и наставник волонтерского проекта: сама отбирает и обучает новых волонтеров.
Что происходит на линии
Консультанты на линии работают по двенадцать часов, с девяти утра до девяти вечера, рассказывает Сергей. Таких смен в пятидневную неделю — две, потом три дня отдыха. На работу нужно выходить в «очень хорошем расположении духа», отдохнувшим, сытым, довольным. Иначе нечем будет поделиться с теми, кто будет звонить.
«А в современных условиях это не так-то просто, поэтому одна из таких трудных задач — соблюдать баланс собственного внутреннего состояния и ресурсов», — говорит Сергей.
Операторы заступают на смену, включают все необходимое оборудование и принимают звонки. Сколько их поступит за день, предугадать невозможно: бывает 30, бывает 10-15. Они разные по длительности: на одном получается выдать всю необходимую информацию за 15 минут, на втором может быть глубокий психологический запрос, с которым нужно работать часами.
Фото предоставлено службой «Ясное утро»
«Еще, пожалуй, бывает трудно, когда нет обратной связи: звонок внезапно прервался или в сверхнапряженном звонке абонент вроде бы поблагодарил, но остались мысли о том, что непонятно, как будет дальше», — говорит он.
Позвонить на горячую линию помощи онкологическим больным и их близким можно по телефону 8-800-100-01-91. Линия работает круглосуточно и бесплатно из любого уголка страны. Звонок анонимный.
И все равно на работе его держит «ценное ощущение, что ты выполняешь «незряшное» дело», нужное, важное и ценное.
«Очень приятно слышать, когда человек звонит совершенно в разобранном состоянии и благодаря беседе с тобой в конце разговора успокаивается, искренне благодарит и говорит теплые слова. Это заряжает и позволяет снова и снова отвечать на звонки», — рассказывает Сергей.
По мнению Оксаны, человек может адаптироваться ко всему, даже к кризисной тематике, если постоянно с ней работать. Но когда студенты приходят к ним на практику, звонки консультантов трогают их до слез.
А мы работаем с этим каждый день, и кажется, что все в порядке вещей. Мне очень нравится возможность оказать помощь и поддержку. Моя работа — это и хобби, и точка развития. Я всегда с удовольствием иду на работу.
Главное — чтобы сам консультант был в ресурсе. Вообще на психологов, говорит Оксана, возложена дополнительная нагрузка: ему нужно соблюдать профессиональную гигиену — супервизии, личную терапию, необходимость постоянного роста и развития — и быть внимательным к своему состоянию, то есть отдыхать, восстанавливаться, заниматься тем, что тебя наполняет.
«Если ты сам находишься не в ресурсе, ты не можешь быть опорой для другого человека, которому это сейчас важно. Нужно обязательно следить за тем, что ты чувствуешь, потому что это влияет на качество работы», — замечает Десятых.
Как помочь с другого конца провода
Команда всероссийской горячей линии «Ясное утро» оказывает три вида помощи, которые позволяют людям с онкологическими диагнозами и их близким чувствовать себя лучше: психологическую, информационную и юридическую.
У психологов на линии, по словам Токарева, большой багаж знаний не только в психологическом консультировании: они знают о стандартных маршрутах получения помощи, о распространенных трудностях. Если же к ним поступает нестандартный запрос, они соединяются с юристами, которые тоже дежурят на линии: психологи могут просто сами получить от них консультацию, а могут переключить на них абонента.
Еще на линию «Ясного утра» звонят, когда от рака умирают близкие, когда самому человеку ставят диагноз и он не может справиться с эмоциями, когда появляется страх рецидива или скорой операции, когда не ладятся отношения с родными и с начальником.
«Несмотря на то, что запросы повторяющиеся и кажется, что одни и те же, на самом деле каждая ситуация уникальна. Каждый человек обладает огромным бэкграундом к моменту, когда попадает в эту ситуацию, своей личной историей, своими способами справляться с трудностями, уровнем переживания стресса», — поясняет Сергей.
Когда человек узнает о диагнозе и звонит на линию, психологи сначала устанавливают с ним контакт и спрашивают о ситуации. Если нужно, то используют приемы, которые помогают ему успокоиться здесь и сейчас.
Как правило, человек, узнавший о диагнозе, звонит в состоянии шока, рассказывает Оксана. С другого конца провода его стараются вернуть в контакт с реальностью, узнать, находится ли он в безопасности, есть ли рядом близкий, который может поддержать.
«Но даже человек, который только подозревает диагноз, уже может представлять какие-то пугающие картины, думать о стереотипах, что рак равно смерть. Здесь наша задача стабилизировать состояние человека и вернуть его в реальность. Это, как правило, снижает тревогу», — говорит Оксана.
Если человек попадает в кризисную ситуацию, ему необходимо говорить с тем, кто может его услышать и понять, замечает Токарев. Ему нужно «проговорить свои чувства», чтобы успокоиться и подумать о дальнейших шагах: в этом психологи службы и помогают.