В марте 2022 года в Курске был создан природный парк регионального значения «Соловьиная роща», но пока никаких изменений в нем не произошло. Более 27 гектаров неухоженной лесной территории, тем не менее, привлекает много горожан к акватории Сейма – это и спортсмены, и рыбаки, и любители отдыха на природе, и просто семьи.
В самом начале парка на берегу реки Сейм ведет активную деятельность Автономная некоммерческая организация по развитию экологического туризма и водных видов спорта «Сейм».
Активисты ежедневно собираются в тихом затоне реки, чтобы поговорить по душам, позаниматься водными видами спорта и устранить очередную выявленную проблему: будь то рухнувшее в воду дерево или оставленный отдыхающими мусор.
Подробнее о своей деятельности члены НКО «Сейм» рассказали корреспонденту АСИ.
«Каждую весну по реке плывут острова бытового мусора»
Председатель АНО «Сейм» Олег Крапивный родом из этих мест, мальчишкой занимался водно-моторным спортом, участвовал в соревнованиях на глиссерах и скутерах.
Сейчас он офицер запаса и вокруг него собралась команда мечтателей и единомышленников, таких же активных, спортивных, любящих водный туризм и спорт людей.
Первым делом они преобразили берег на затоне – достали из реки бутылки, консервные банки, автомобильные колеса, укрепили берег, обустроили сход к воде, сделали причал с беседкой. В 2018 году получили кадастровый участок в береговой полосе в аренду на 50 лет для ведения рекреационной деятельности и развития туризма.
В арсенале у команды единомышленников водно-транспортные средства, позволяющие заниматься вейкбордингом за катером, водными лыжами, есть байдарки, сап-борды, гидрокостюмы, жилеты и другие спасательные средства.
Активисты построили самоходный причал на плаву, возвели беседку с уютными диванчиками и пледами, есть мангал. Часто собираются семьями, зимой наряжают елку прямо посреди замерзшего затона, по субботам включают свет, музыку на природной ледовой арене. Приходить могут все желающие, но, если кто-то ведет себя некорректно, их могут попросить удалиться.
Расчисткой затона активисты не ограничились, и вот уже около пяти лет практически все прогулки по водной глади на катерах ли, на байдарках, на сап-бордах заканчиваются одинаково – эвакуацией оставленного на берегу или в русле мусора и ликвидацией обнаруженных проблем.
Сначала справлялись силами команды, а потом стали приглашать на подобные рейды неравнодушных к экологии горожан.
Начинали с 20-ти участников, а в апреле этого года состоялся самый массовый субботник с участием 450 человек и 85 организаций, среди них и другие НКО. В результате одним днем в лесопарковой акватории Сейма было собрано 400 мешков мусора. Рейсами катера все мешки были вывезены с берегов, так как проезд автомобилей к диким пляжам невозможен.
«Все, кто к нам приходят на мероприятия, быстро становятся единомышленниками и даже друзьями. До сих пор удивляемся тому, как просто – клич в соцсетях с фотографиями проблем реки и парка, и приходят незнакомые люди, помогают и становятся членами команды. Только это сначала они незнакомые, а потом становятся друзьями», — рассказывает Олег Крапивный.
Соучредитель АНО «Сейм» Елена Ерёменко объясняет это так: подобное притягивает подобное. На такие акции не приходят люди, равнодушные к природе.
«К сожалению, у нас в городе понятия “культурный отдых” есть не у всех. Пришла компания в лес с полными пакетами, поели, попили, а почему обратно все не унести? А еще никто не делает замечание другим, боятся подойти к компании и попросить их не мусорить. А я гулять без мусорного пакета не хожу и когда встречаю отдыхающих, всегда даю им пакеты и прошу убрать за собой. И меня слушаются! А еще могу начать молча убирать мусор, тут же люди начинают помогать. Проще и важно своим примером показывать, чем поставить табличку “Не бросайте мусор!”, табличку проигнорят», — отмечает Елена Ерёменко.
«А я не осуждаю людей, которые оставляют мусор. На весь большой парк ни одного контейнера, а с грязными пакетами, из которых что-то течет, люди не сядут в такси или в общественный транспорт. До той поры, пока соответствующие комитеты не решили эту проблему, мы сделали импровизированный контейнер из поддонов, как раз у входа в парк на кратчайшей лесной дороге к диким пляжам, чтобы не собирать потом мусор по всей территории.
Хорошо, что в стране ежегодно проводится федеральная акция «Вода России», в которой мы, команда АНО «Сейм», всегда участвуем. Комитет природных ресурсов нам выделял мешки, перчатки, остальное приобретаем сами: багры, веревки, лебедки, бензин для катеров. Прошлым летом провели три значительные акции в русле, в каждой из которых около 50 горожан, включая профессиональных арбористов, сумели собрать из русла реки и с берегов около 600 кг бытового мусора, а также удалить заторы упавших деревьев», — пояснил Олег Крапивный.
«Сейчас река стала гораздо чище, не сравнить с тем, что было лет пять назад. Каждую весну по ней плыли острова мусора, застревали возле автомобильного моста, местами образовывались целые плотины из мусора, а там и умершие бобры, рыбы, птицы, запах… Каждую весну мы буквально кричали об этой проблеме. Но Сейм – река федерального значения, выделять средства на ее уборку из местных бюджетов никто не будет. Поэтому никого не ждем, все делаем сами», — рассказала Елена Ерёменко.
С апреля сеймовцы уже провели несколько субботников в акватории реки. Это были и экосплавы на сап-бордах, байдарках, с попутной уборкой мусора, и просто уборка территории парка. Но с наступлением лета и притоком отдыхающих проблема вновь начала нарастать.
В планах у НКО — участие в грантовых конкурсах для дальнейшей расчистки русла реки, поскольку не всегда удается своими силами убрать падающие деревья. Возникла острая потребность в услугах профессиональных арбористов. Также активисты запланировали серию спортивных занятий для детей с особенностями здоровья с мастер-классами, прогулками на катере и экскурсией по историческим местам Сейма.
Курская Венеция
Но самые азартные планы у сеймовцев в союзе с комитетами города и депутатами городского собрания по возрождению парка «Соловьиная роща», который был заложен около 160 лет назад. В прошлом он назывался «Солянка» из-за разнообразия деревьев в лесу, сейчас название происходит от обитающих здесь множества видов певчих птиц, в основном, знаменитых курских соловьев.
Раньше в парке была центральная асфальтированная аллея, выводящая к берегу, где на оборудованной площадке проходили концерты у пейзажного обрывистого высокого берега. Работало освещение, питьевые фонтанчики, стояли лавочки, урны, в глубине находился городской пляж с гимнастическим городком и малыми архитектурными формами.
Но после развала СССР парк был забыт на 33 года и все, что в нем было, утрачено.
«Лесной парк в центре города вдоль береговой полосы красивейшей реки вполне может стать местом притяжения для семейного отдыха, велопрогулок, массового спорта, а также для туристов из соседних городов. Для этого нужно восстановить освещение и дорожное покрытие центральной аллеи от мемориала «Жертвам фашизма» до берега Сейма, установить лавочки вдоль аллеи и на берегу, поставить урны. Хорошо бы реализовать новый проект вантового пешеходного моста и объединить два берега в том месте, где центральная аллея выходит к берегу реки. Тогда парк станет большим туристическим кластером Курска!», — рассказал Олег Крапивный.
Есть у сеймовцев и задумка по поводу водного туристического маршрута «Курская Венеция» вокруг острова Палея — это лесная территория красивейшей акватории русла Сейма, которая делает изгибы, создав острова и полуострова.
Могут они и предложить уникальный маршрут для сплава по всему Сейму, например, от поселка имени маршала Жукова до поселка Ворошнево, но для развития этого маршрута необходимо сделать шлюз недалеко от пляжа «Здоровье».
«Комитет природных ресурсов обозначил эту землю как особо охраняемую территорию. Соответственно, она подлежит охране и дальнейшему развитию. Мы разговаривали с депутатами и профильными комитетами, и наши идеи были одобрены. Мы оформим их в мини-проект, чтобы позже принять решение о разработке полноценного проекта с бюджетом, чтобы в следующем пятилетнем бюджете предусмотреть сумму на возрождение инфраструктуры парка «Соловьиная роща», — отметил Олег Крапивный.