Зоя Давыдова учредила Фонд правовой помощи НКО, в котором сформировали целевой капитал.
Зоя Давыдова — одна из основоположников некоммерческого сектора с точки зрения законотворчества. Она возглавляла отдел в Министерстве РФ по налогам и сборам и других государственных структурах, регулярно встречалась с представителями НКО, принимала непосредственное участие в обсуждении Федерального закона о целевом капитале (принят 30 декабря 2006 года). С 2008 года она консультирует НКО по налоговым вопросам в Ассоциации «Юристы за гражданское общество» и проекте «Правовая команда».
Фото предоставлено «Правовой командой»
АСИ спросило Зою Давыдову, чем будет заниматься новый фонд и как сегодня НКО-сектор относится к целевым капиталам.
Долгое время вы занимались налогами. Почему решили переключить внимание на тему целевых капиталов?
С налогами все уже более-менее понятно. На мой взгляд, НКО хорошо разобрались в них, и сейчас все чаще возникают вопросы на стыке тем: например, налоги и адресная помощь, налоги и спонсорские договоры. Поэтому я считаю, что специалист, который консультирует по налоговым вопросам, должен разбираться и в смежных областях.
Поскольку в последнее время, в том числе в связи с изменениями законодательства, идея целевых капиталов распространилась достаточно широко, то вопросов на эту тему стало очень много. Я с ней знакома давно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Мне хочется, консультируя как специализированные, так и обычные фонды найти в этой теме дополнительные нюансы, оттенки и понять, чего не хватает в законодательстве для того, чтобы доход от целевых капиталов стал широко используемым источником формирования имущества НКО.
Очевидно, что данный инструмент используется не слишком активно, хотя, на наш взгляд, это довольно перспективный и устойчивый источник доходов для НКО. Мы хотим поддержать интерес к целевым капиталам и уделять этому вопросу больше внимания со всех точек зрения.
Мне, как человеку, на глазах которого вырос некоммерческий сектор и создавались первые целевые капиталы, безусловно, интересно выступить в роли учредителя и почувствовать себя в другом качестве. Я хочу разобраться, насколько защищены права учредителя, что он в реальности может делать, как может повлиять на судьбу своей организации. Имеет ли ведущее значение репутация учредителя для фонда или же, наоборот, главное — это репутация фонда.
Расскажите, в чем отличие нового фонда от Ассоциации «Юристы за гражданское общество»?
Фонд правовой помощи НКО — это общественно полезный фонд, созданный для повышения уровня правовой компетентности НКО, особенно в сфере целевых капиталов.
Я считаю, что это сейчас очень актуально, потому что все чаще вижу, что еще в момент создания учредители задумываются о перспективе целевого капитала и вносят в устав необходимые разделы. Представляете, организация еще не создана, а руководитель уже задумывается об этом! Это замечательно.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» создавалась, чтобы объединить юристов некоммерческого сектора и повышать общую компетентность в сфере некоммерческого права, и мы продолжаем следовать этой цели, а компетентных юристов, вступающих в ассоциацию, становится все больше. Все проекты ассоциации направлены на повышение компетенции юристов в некоммерческом праве, развитие сети специалистов, которые могут поддерживать НКО в регионах, и развитие и углубление знаний юристов в определенных областях, например, в благотворительности или целевых капиталах.
Ассоциация уже несколько лет реализует проект «Правовой капитал знаний – основа эффективного целевого капитала», поддержанный Благотворительным фондом Владимира Потанина, а в этом проекте создан Центр правовых знаний по целевым капиталам. Благодаря ему НКО могут получить безвозмездную юридическую помощь как на стадии создания эндаумента, так и в процессе его развития. Скоро этот проект заканчивается, и все вопросы, связанные с целевыми капиталами, полностью перейдут в ведение нового фонда.
Недавно созданный фонд — это естественное продолжение интереса ассоциации к теме целевых капиталов. Мы давно хотели сформировать эндаумент, однако закон не позволяет сделать это в рамках ассоциации.
И тогда было принято решение создать фонд, который вправе формировать целевой капитал. В руководящие и наблюдательные органы фонда вошли члены ассоциации.
Какие проекты будет реализовывать фонд? Продолжит ли он какие-то проекты ассоциации?
Сейчас фонд только начинает свою деятельность, и мы находимся на этапе формирования целевого капитала.
Фонд уже собрал 3 миллиона рублей — необходимую сумму для формирования целевого капитала — и в ближайшее время передаст ее управляющей компании в доверительное управление.
В дальнейшем фонд планирует открыть публичный сбор.
В данный момент фонд оказывает экспертную поддержку проектам ассоциации и «Правовой команды», которые предоставляют НКО правовые консультации и дают возможность изучить полезные материалы по теме целевых капиталов.
В будущем фонд будет исследовать практическое применение законодательства о целевых капиталах, делиться полученным опытом с теми, для кого это интересно и актуально, а при необходимости предлагать к обсуждению коррективы, которые необходимо внести в регулирование исполнения норм закона.
Когда фонд начнет работу?
Фонд создан в апреле 2022 года, 4 мая совет фонда принял решение о формировании целевого капитала в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и об утверждении управляющей компании. В качестве управляющей компании утверждена ТКБ «Инвестмент Партнерс» (акционерное общество). В настоящее время подготовлен проект договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал. Как только будут завершены все формальности, фонд передаст целевой капитал в доверительное управление.
Почему именно с этого началось существование фонда?
Для нас формирование целевого капитала — это не только получение дохода в будущем. Пройдя самостоятельно этапы создания целевого капитала, изучив все вопросы на практике, мы сможем передать свой опыт другим НКО. И, конечно, рассказать о подводных камнях, которых ты не увидишь, когда консультируешь, и не потому, что чего-то не знаешь, а потому, что какая бы сторона ни консультировалась, она не рассказывает всех подробностей, а подробности очень важны. Поэтому мы решили не затягивать с этим процессом, и, к счастью, процесс пошел.
Какую роль целевой капитал будет играть в работе фонда? Какие у вас планы на будущее?
Мы надеемся и планируем, что наш целевой капитал будет активно пополняться за счет различных источников, в том числе с помощью публичного сбора, потому что публичный сбор — еще одна груда подводных камней. Мы это понимаем в теории, но пока сами не попробовали пройти этот пусть, нам трудно описать преодоление каждого «камушка».
Уже сейчас, опираясь на предыдущий опыт и несколько месяцев жизни фонда, мы хорошо разбираемся в практических вопросах создания организации с целевым капиталом: последовательность действий при принятии такого решения, особенности и тонкости выбора управляющей компании, а также вопросы, которые надо задавать ей перед заключением договора, и как при нынешней экономической ситуации сохранить и приумножить деньги до передачи в управляющую компанию.
Поэтому мы надеемся в следующем году запустить пробный курс о правовых аспектах работы с целевым капиталом, что-то вроде «Правовой академии по целевым капиталам», по аналогии с весьма успешным проектом «Правовая академия НКО», который реализует ассоциация.
Насколько НКО реально соблюдать закон, в том числе о целевом капитале?
Закон о целевом капитале непростой. Вопросов по применению этого нормативного акта хватает. Справиться самостоятельно НКО часто не могут, особенно когда нет юриста. А так как не каждая НКО может себе позволить юриста, мы постараемся этот вопрос для них закрыть.
Поэтому имеется необходимость в оказании НКО помощи в вопросах формирования и пополнения целевого капитала, передачи имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, использованием и распределением дохода от целевого капитала.
Вы принимали участие в обсуждении закона о целевых капиталах, который некоторыми в тот момент воспринимался как преждевременный. Почему в тот момент возникла потребность в принятии этого закона?
Жертвователи, которые поддерживали деятельность НКО, были всегда. Но многим было некомфортно понимать, что те деньги (часто большие), которые они дают организации, «проедаются» довольно быстро, а организации не могут создать для себя задел на будущее — нет ни законодательной возможности, ни привычки.
Возникла необходимость в разработке инструмента, который позволил бы НКО получать доходы в будущем. Опираясь на международный опыт, законодатели решили попробовать «приземлить» идею целевого капитала у нас.
В 2006 году все, кто присутствовал при рождении закона, не очень-то верили, что он приживется в нашей системе — не только правовой и налоговой, но и в нашем менталитете. В первые годы процесс шел достаточно сложно. В основном, в создании целевых капиталов преуспели крупные вузы. Потом грянул финансовый кризис, и небольшие организации, которые задумались о создании целевого капитала, были вынуждены отказаться от этой идеи.
Только в середине 2010-х годов появился новый виток интереса к теме, поскольку до этого НКО активно занимались решением текущих вопросов и не задумывались о будущем. Источников доходов для осуществления деятельности не хватало, поэтому целевой капитал потихоньку становился таким инструментом.
В целом с момента принятия закона о целевом капитале, по вашему мнению, как изменилось отношение к нему в НКО-секторе?
У сектора появилась заинтересованность в этом вопросе. Следует отметить, хотя и незначительный, но рост активности НКО в формировании целевого капитала.
Конкурс, который проводил Благотворительный фонд Владимира Потанина в поддержку целевых капиталов, изменения в законе о благотворительности, которые позволили благотворительным организациям формировать целевые капиталы, — все это, безусловно, подстегнуло интерес НКО.
Большинство НКО живут сегодняшним днем, у них не всегда есть возможность смотреть в будущее и думать о перспективах. Но думать о будущем важно! Создание фонда — это, в том числе и для нас, возможность подумать о будущем.
Сейчас НКО испытывают трудности со сборами пожертвований. Чем в таких кризисных условиях будет полезен целевой капитал?
К сожалению, сейчас НКО сталкиваются с трудностями в получении пожертвований. Но они были и вчера, будут завтра и послезавтра… Но стоит помнить, что формирование целевого капитала — это не сбор пожертвований за неделю, а все-таки длительный период, что вселяет надежду НКО на возможность его формирования в рамках закона.
Целевой капитал — это определенная финансовая стабильность, а в кризисных условиях такое подспорье даст возможность НКО держаться на плаву и заниматься решением своих основных задач. Проблем, которые решают некоммерческие организации, много, но не думать о будущем, об устойчивости в наше время было бы беспечно.