Сейчас у нас появилось много площадок, форумов, где подращивают лидеров – юных, не совсем юных, взрослых, студентов, молодых профессионалов, опытных управленцев.
Это и «Большая перемена», и «Территория смыслов», и форум «Форсаж», и др. Недавно мне удалось побывать на нескольких из них.
Так, на площадке форума «Форсаж» в Калужской области говорили о том, как соединить интересы бизнеса, работающего на территории, с интересами местного сообщества, и как сделать так, чтобы развитие территорий было равномерным и устойчивым.
Обсуждали, что нужно делать, чтобы уменьшить отток молодежи из регионов, почему ключевое значение имеет индекс счастья и удовлетворенности и что «купленный компромисс бизнеса с населением» — это уже давно устаревшая парадигма.
Много говорили, в частности, о необходимости перехода от «колониальной» политики к «интеграционной»: в таком случае бизнес не мыслит в категориях «работы с сообществом», а становится его частью. Тогда происходит осознание, что бизнес — это не только прибыль, но и дело, которое может менять жизнь многих людей.
«Объединяющим для бизнеса, власти и населения может быть понятие “счастье”», — заключили участники форума.
Долгосрочные партнерства действительно могут менять жизнь в регионах к лучшему. И тогда при оценке результатов той или иной работы учитывается не только экономическая составляющая, но и благополучие жителей территории, а целью становится создание устойчивых сообществ, в центре которых — человек.
Спикеры называли разные факторы, а мне пришлось подводить итоги и обратить внимание на то, что не было сказано другими. И тут я как раз подумала о лидерстве, вспомнила рейтинг Общественной палаты и то, почему и как в нем меняются позиции разных регионов.
Общественная палата РФ уже несколько лет делает «Региональный рейтинг третьего сектора “Регион-НКО“». Основной вопрос, на который отвечает рейтинг: «Насколько развит некоммерческий сектор в регионе, насколько велик его потенциал и насколько эффективно этот потенциал реализуется?»
Для подготовки рейтинга собирается обширный массив информации от министерств и ведомств, из открытых источников: данных Минюста, Минэкономразвития, Росстата, Агентства социальной информации, «СПАРК-Интерфакс» и других.
Также используются результаты опросов экспертов (в 2021 году — 1881 эксперта), проводимых Общественной палатой среди членов региональных палат и специалистов на местах.
Этот рейтинг показывает очень большой дисбаланс развития некоммерческого сектора в стране. И я уже говорила, что в регионах, где все хорошо в социальной сфере, хорошо развит и некоммерческий сектор. В таких случаях обычно происходит обоюдное влияние: с одной стороны, НКО вносят существенный вклад в социалку, а с другой — власти передовых регионов уделяют большое внимание поддержке некоммерческих организаций, создают дружественную среду для их работы. Вероятно, и участие бизнеса здесь также имеет существенное значение.
Поскольку рейтинг выходит уже два года, он позволяет отслеживать динамику. Надо сказать, что некоторые регионы сделали большой прорыв и улучшили свою позицию в этом рейтинге иногда даже на несколько десятков пунктов. Такие изменения, конечно, происходят не случайно, а потому, что регион к этому намеренно стремился, он над этим работал.
Как правило, за каждым прорывом стоит какой-то один конкретный человек. Который загорелся и решил предпринять усилия, чтобы ситуацию изменить.
Увидев, что его регион не на очень высоком месте и поняв, что какие-то вещи можно легко улучшить, и это отразится в определенных показателях рейтинга, человек начинает вокруг себя будоражить всех остальных. И тогда начинается рабочий процесс. И все действительно улучшается.
Интересно, что в разных регионах этими лидерами становятся совершенно разные люди. Где-то это руководитель региональной Общественной палаты, где-то — губернатор (а где-то губернатору абсолютно все равно), где-то — чиновник, совсем не самого высокого уровня, но тем не менее имеющий отношение к социальной сфере и просто неравнодушный человек.
Была ситуация, когда проявились сразу два лидера, например, в Краснодаре: министр экономического развития и руководитель Общественной палаты.
То есть, мы еще раз увидели, как много на самом деле зависит от конкретных людей, которые действительно хотят что-то изменить к лучшему. И показательно, что они из разных сфер, разных степеней полномочий и т.п. И я думаю, что именно такие примеры из практики стоит приводить на разных площадках, посвященных поддержке молодых лидеров.