Ноябрь и декабрь можно назвать горячим фандрайзинговым сезоном у НКО: #ЩедрыйВторник, Новый год и огромное количество мероприятий, сопряженных с ними. Вместе с менеджерами краудфандинговой платформы Planeta.ru Алисой Трубниковой и Ольгой Герман разбираем правила хорошего лота, которые подойдут не только для ваших крауд-кампаний, но и для планирования других мероприятий: акций, ярмарок и онлайн-сборов.
Ищите партнеров
Договаривайтесь с партнерами и друзьями фонда, чтобы они могли предоставить свою продукцию в качестве вознаграждений и поддержать кампанию. Например, в последнем сборе фонда «Продвижение» на крупную закупку партии колес для инвалидных колясок среди партнеров были: скалолазный и батутный парк, груминг-салон, школа английского, фитнес-школа, фотограф, HR-консультант и многие другие.
В итоге проект «Продвижения» установил рекорд по собранной благотворительными кампаниями сумме на Planeta.ru в 2022 году — 3,1 млн рублей. Партнеры могут предложить свою помощь и сами – важно много рассказывать о кампании и писать, что такой вид поддержки вам тоже подходит.
«Не нужно просить много – договориться о трех сертификатах точно проще. Лучше сделать упор на количество партнеров и вариативность вознаграждений для участников: сертификат на урок английского, блокнот, фотокнигу, онлайн-обучение и так далее», – говорит Алиса Трубникова.
Не только «спасибо»
Если вы сильно ограничены в ресурсах, то стоит сделать упор на конкретику. Лучше написать «Спасибо, вы помогли купить корм для наших котов» или «Спасибо, вы оплатили один сеанс терапии для ребенка» чем оставить только слот «Поддержать на любую сумму».
В кампании 3 333 доски для общественного центра в Турыше социальный предприниматель, основательница бренда «Малый Турыш», Гузель Санжапова пошла дальше, предлагая участникам в качестве лота «купить» шестиметровую доску для строящегося здания. В итоге только это вознаграждение в кампании приобрели почти 350 раз.
«Наверное, я вас тут не удивлю, но «спасибо», «большого спасибо» и «очень большого спасибо» в качестве вознаграждений недостаточно, – добавляет Алиса. – Пусть будет хотя бы электронная открытка, здорово, если сделанная специально для этого проекта».
Соблюдайте баланс
При планировании кампании важно соблюдать баланс цифровых и физических бонусов – в среднем, их должно быть 50 на 50. Благодарности в титрах, цифровые открытки, книги, брошюры, авторские подборки – все это также отлично работает в качестве крауд-лотов.
«Не стоит забывать, что все пользователи разные: кто-то предпочитает цифровые лоты, а кто-то – физические. Кроме того, такое соотношение позволяет создать разнообразие и по стоимости: простые цифровые лоты можно поставить по небольшой стоимости, а лоты сложнее – подороже, – комментирует Ольга Герман.
– Плюс, физические варианты, как минимум, требуют доставку или самовывоз, что может повышать их стоимость. В целом, с цифровыми лотами нет такого цикла работы, как с физическими бонусами, что облегчает работу автору кампании уже после завершения сбора».
В цели и есть вдохновение
Добавляйте бонусы, непосредственно связанные с целью кампании, тем, на что идет сбор средств. Пользователи уже заинтересованы в вашей теме – дайте участникам погрузиться в работу фонда и сам проект больше.
Вдохновиться можно кампаниями Веры Пахомовой, строящей с помощью краудфандинга центр помощи диким птицам «Воронье гнездо». Среди лотов у Веры чего только нет: от перышка одного из подопечных «на счастье» до лекций «Чем обедал воробей?».
Фото: Planeta.ru
«Если это сбор на фильм, то пользуются популярностью лоты с благодарностью в титрах будущего фильма или просмотр ленты до того, как она будет выложена в сеть. Если это помощь фонду в строительстве, например, вольеров для собак, то это может быть посещение приюта с небольшой экскурсией и сувенирами организации. Так, например, у нас на платформе делал фонд Хаски Хелп», – говорит Ольга.
Узнавайте и сравнивайте
Если вы запускаете крауд-проект на платформе, перед стартом кампании проконсультируйтесь с вашим куратором, какие лоты стоит добавлять и по какой стоимости. Посмотрите примеры успешных сборов в категории, схожей с вашей. Проанализируйте и несколько неуспешных кампаний – их опыт тоже может быть полезен. Также сравните цены: что и по какой стоимости предлагают коллеги.
«Добавляйте эксклюзивные истории, которых больше нигде не найти, что-то новое и интересное. Если добавляете свой старый мерч, то давайте скидку на него и старайтесь разбавить его новинками. В целом, не задирайте цену бонусов – ставьте адекватную стоимость, такую, за какую вы сами бы поддержали проект. А еще лучше в проекте делать скидки и специальные предложения – простые правила маркетинга еще никто не отменял», – добавляет Ольга.
После запуска не расслабляемся
Работа с бонусами в проекте – большая и важная часть кампании, от которой зависит и запуск, и продвижение, и то, вернутся ли к вам пользователи потом (например, не стоит пренебрегать доверием участников, срывая сроки доставки из-за плохого планирования). За вознаграждениями нужно следить – что покупают, а что нет. В течение кампании добавляйте что-то новое и убирайте то, что не пользуется успехом.
«Распределите лоты по временным промежуткам: плавно добавляйте что-то новое и используйте это в качестве инфоповода. А если лот предоставлен партнером, то не забудьте попросить его тоже рассказать о вашей инициативе», – советует Алиса.
А как же доставка?
Помните, что в стоимость физических лотов нужно закладывать отправку вознаграждения, а также свои силы и время. Или же четко прописывать, что отправка будет за счет получателя.
«Рассчитывайте свои силы в вопросах доставки и самовывоза – если необходимо, то на бонусы с логистикой ставьте ограничения (и по количеству, и по регионам отправки), – уточняет Ольга. – Если не уверены, что справитесь, обращайтесь к тем, у кого есть опыт, например, к службе логистики Планеты».
Со 2 ноября по 1 декабря на Planeta.ru проходит «Месяц добрых дел»: благотворительные проекты, стартовавшие в этот период, получат сниженную комиссию платформы — 4,5% от суммы сбора вместо 5,9% — и скидку 10% на услуги службы логистики. Все пользователи, поддерживающие благотворительные проекты в этот период, становятся участником челленджа, победитель которого получит набор коллекционных винилов. А завершится «Месяц добрых дел» запуском уже традиционной онлайн-ярмарки «Планета добрых подарков». В течение всего периода дежурный куратор категории, Алиса Трубникова, консультирует НКО по запуску крауд-кампании в категории «Благотворительность» по почте a.trubnikova@planeta.ru.