«Прикасаясь к страждущему ребенку, мы каждый раз прикасаемся к Богу»
Мать Тереза
До встречи с будущим мужем Наталья училась на лечебном факультете в Оренбургском государственном медицинском институте.
Замужество, переезд в другой город, перевод в другой институт. По разным причинам документы подала в Свердловский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт, на факультет «Логопедия и олигофренопедагогика». Наталья продолжила обучение как логопед-дефектолог. Ее педагог, Зоя Алексеевна Репина, тоже когда-то оказалась в подобной ситуации. Она помогала девушке, которой пришлось три месяца экстерном сдавать экзамены за два года из-за разницы в программах.
С 1995 года Наталья постоянно занимается реабилитацией детей как логопед-дефектолог и часто видит детей с ментальными нарушениями. Раньше таких детей считали необучаемыми и не учили, а лечили. Наталья задумывается о создании центра, где можно учить особых детей, и искать тех, кто может помочь.
Интернет тогда только «начинался», и компьютеры дома были редкостью. В 2003 году Наталья записалась на курс компьютерной грамотности при Политехническом университете в Оренбурге (брак не сложился, девушка вернулась в родной город). И как только научилась пользоваться поисковиком, то вбила первый запрос — про обучение детей с ментальными нарушениями. Поисковик выдал сайт Центра лечебной педагогики в Москве.
«Я туда написала, завязалась переписка. Через некоторое время ЦПЛ выделил мне грант на обучение, и я поехала в Москву перенимать опыт. Денег не было даже на гостиницу, я всерьез планировала ночевать на вокзале. Анна Битова, одна из учредителей центра, почувствовав мое стесненное положение, предложила на время обучения пожить у нее. С тех пор мы стали близкими друзьями», — рассказывает Наталья.
В Центре лечебной педагогики Наталья нашла то, что искала. Она увидела, что каждый человек здесь ценен и важен, что создана атмосфера доверия, уважения и любви.
Она приехала после обучения с зарядом энергии и списком вопросов в голове. Как создать такой центр в своем городе? С чего начать? Кто поможет?
Будучи прихожанкой евангелическо-лютеранской церкви Наталья поделилась своими мыслями с пастором. Пастор Инесса Тирбах предложила встречаться с детьми в церковном зале и сказала: «Попробуй заниматься с детьми раз в неделю в течение года. И поймешь, нужен тебе центр или нет». Занятия начались.
Сначала детей с тяжелой ментальной инвалидностью было пятеро. К концу года группа выросла до 25 воспитанников — сработало сарафанное радио. Родители со всего города везли детей, которые считались необучаемыми, узнав, что есть результат.
«Мой самый главный учитель, Изабелла Германовна Коблова, логопед областной клинической больницы Оренбурга, говорила: «Научить можно всегда. Вопрос: чему? Кого-то — держать голову, кого-то — разговаривать».
Помню, как на Рождество один из мальчиков, который раньше практически не говорил, сказал мне: «Спасибо, что вы есть».
Наталья убедилась в нужности своей работы и в 2003 году зарегистрировала Диаконический центр «Прикосновение».
Диакония — межконфессиональное социальное служение человека человеку, милосердие.
Из церковного зала центр переехал в свободное подвальное помещение. Лютеранская церковь выделила его бесплатно.
В течение шести лет каждый день волонтеры, тогда и слова такого не было, на руках носили маломобильных детей и колясочников по ступеням. На занятия 16 ступеней вниз, с занятий 16 ступеней вверх. Туалет через улицу на первом этаже…
В течение шести лет искали помещение и писали всем, взывая о помощи. Количество детей росло, и когда их стало больше 50, Наталья Калиман отправила письмо с просьбой президенту. Ее вызвали в мэрию, где глава города Юрий Николаевич Мищеряков пообещал найти помещение.
В 2009 году мэрия выделила первый этаж четырехэтажного дома на Самолетной, 89. Так началась полномасштабная работа Диаконического центра «Прикосновение».
Жизненный маршрут
Воспитанники центра росли. Менялась и система помощи, чтобы сопровождать и адаптировать человека с нарушениями развития ко всем этапам взросления.
В 2009 году был придуман проект «Жизненный маршрут», который существует до сих пор. Название не случайно: воспитанники центра на протяжении всей жизни нуждаются в поддержке и сопровождении.
За 19 лет работы реализовано более 35 значимых социальных проектов, в команде сейчас 22 специалиста. Центр курирует более 100 воспитанников до 0 до 45 лет, 30 совершеннолетних, 12 подопечных в интернатах. Дистанционно работает с людьми, живущими в других регионах России (22 человека).
«Нам было очень важно сделать организацию профессиональной, узнаваемой, важно, чтобы о проблемах детей и взрослых узнали. Так, благодаря совместным усилиям заинтересованных министерств и Общественной палаты, мы больше не слышим нигде «необучаемый», дети пошли в школы, а те, кто раньше не получил образование, смогли получить его после 18 лет».
«Родители наших подопечных проходят свой путь, и мы поддерживаем их. Ставим персональные цели для каждого ребенка и идем к ним. В начале года проводим общее родительское собрание, в конце – индивидуальную встречу с семьей. Организуем родительские группы, встречи с психологом, обсуждаем происходящие с детьми изменения.
Мы не можем сделать так, чтобы ребенок стал «как все», но можем выстроить его жизненный маршрут и добиться полноценной жизни, исходя из возможностей».
Основная цель программы «Жизненный маршрут» — развитие системной помощи семьям с детьми и взрослыми с различными нарушениями.
Проект реализуется по программе «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
«Жизненный маршрут» в 2021 году, по оценке Минэкономразвития РФ, стал лучшим социальным проектом года, а в 2022 году получил товарный знак.
Ранняя помощь
Год назад ранняя помощь в центре была направлена на повышение информирования и начало работы с самыми маленькими благополучателями. Ведь чем большему количеству семей будет оказана ранняя помощь, тем выше будет качество жизни и образования ребенка, а это значит, что и в дальнейшем будут улучшены перспективы самостоятельного или сопровождаемого проживания. Этот этап позволил понять, куда двигаться дальше, стал открытием множества точек роста.
2022 год был объявлен годом информирования о ранней помощи. Следующим шагом для команды стало обучение.
Сейчас один сотрудник прошел обучение по эрготерапии (раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ОВЗ. — Прим. АСИ) и двое по ортезированию (метод лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, суть которого заключается в сохранении и восстановлении функций и формы пораженных отделов с помощью специальных медицинских приспособлений — ортезов. — Прим. АСИ). Идет закупка материалов для применения полученных знаний и ортезирования кисти рук детей — подопечных центра, которым это необходимо. Планируется обучение специалистов исправлению нарушений питания и игре с детьми раннего возраста.
Так будет сформирована квалифицированная команда уникальных для области специалистов по оказанию услуг ранней помощи. Опыт, полученный в работе с модельной группой, будет распространен в Оренбургской области.
Учебно-производственные мастерские
Серьезный шаг на пути к самостоятельной жизни — это обучение и работа в производственных мастерских. Они подготавливают воспитанников к следующему этапу взросления – сопровождаемому проживанию, и обеспечивают их занятость.
Производственные мастерские заработали в ДЦ «Прикосновение» в декабре 2009 года. Сейчас их посещают 26 молодых людей различной степени подготовленности и ментальности. Подростки и молодые люди с тяжелой инвалидностью могут проявить и максимально раскрыть свой потенциал в труде, творчестве и общении.
Малая полиграфия производит востребованную продукцию — открытки, блокноты, закладки для книг, календари, блоки для записей с магнитной наклейкой. Почти все ребята научились пользоваться резаком, брошюровочной машиной, ламинатором.
В швейной мастерской всегда кипит работа по оформлению центра и созданию в нем уюта. Здесь же шьют игрушки для ярмарок, делают сувениры.
Двое мастеров с особенностями развития освоили ткачество. После приобретения ткацких станков они выпускают шарфы и полотенца из натурального бамбука.
Мелкие поделки, несложную бижутерию изготавливают в технике «фильц». Из войлока делают новогодние игрушки, сувениры, модные шарфы, панно и интерьерные подушки.
Столярное дело дается сложнее, в целях безопасности каждому молодому человеку требуется сопровождение. Нужно следовать четким инструкциям и правилам поведения. Тех, кто не готов к работе со столярными инструментами, педагог учит плетению из лозы.
В недавно появившейся гончарной мастерской керамист учит работе с глиной, изготовлению простых деталей.
Ежегодно мастерские изготавливают корпоративные подарки, которые выставляются на благотворительных ярмарках. В 2019 году на официальном сайте центра открылся интернет-магазин. Вырученные средства идут на поддержание работы и закупку новых материалов.
Мастерские экономически нерентабельны, но имеют большую социальную значимость. Освобождают родителям людей с инвалидностью несколько часов в день. Обеспечивают воспитанникам занятость, чувство востребованности и воспитывают в них ответственность.
В мастерских молодые люди с особенностями развития учатся и навыкам социально бытовой ориентации. Составляют меню и список продуктов в магазин, выбирают и покупают нужные продукты, учатся готовить.
Сопровождаемое проживание
В 2021 году сотрудники ДЦ «Прикосновение» объявили сбор и приобрели квартиру для организации сопровождаемого проживания.
С ноября 2021 года в учебной квартире начали подготовку к самостоятельной жизни четыре девушки: Наташа — 26 лет, Диана — 28 лет, Улмикен — 45 лет, Наташа — 45 лет.
Проект «Я дома» при поддержке Фонда президентских грантов помог организовать сопровождение и купить необходимые в быту вещи.
Специалисты центра уже задумываются о следующем этапе маршрута — старении. Люди с ментальной инвалидностью раньше здоровых начинают утрачивает навыки, у них быстрее снижается умственная активность. Значит скоро нужно будет искать методы абилитации воспитанников 45-50 лет.
Даже если у человека паллиативное состояние и он ничему больше не научится, он все равно должен чувствовать заботу и присутствие рядом другого человека, присутствие жизни рядом.
Мечты
В Новый год Наталья мечтает о лете — о летнем отдыхе воспитанников, о том, чтобы у центра появился загородный дом или дача. Это позволит выращивать свои овощи, фрукты и ягоды, отдыхать на открытом воздухе.
Мечтает об инклюзии для детей с самого раннего возраста и о том, чтобы ранняя помощь была везде. Чтобы дети с нарушениями развития росли вместе со здоровыми сверстниками и учились принимать друг друга. И тогда через поколение ситуация с инклюзией поменяется кардинально.
Мечтает о том, чтобы успешно закончились суды о признании дееспособными двух подопечных девушек.
Мечтает, чтобы команда росла качественно и помощников-добровольцев становилось больше.
Основатель и бессменный директор ДЦ «Прикосновение» Наталья Адамовна Калиман мечтает вырастить себе достойную смену. Чтобы жизненный маршрут продолжался в центре, в людях, в других организациях.
И он продолжается…