Новости
Новости
27.05.2024
24.05.2024
23.05.2024
18+
Статьи

Плагиат в работе НКО: что это и как с ним бороться?

Эксперты рассуждают о том, как заимствование идей влияет на результаты грантовых конкурсов, можно ли защититься от плагиата и нужна ли для этого специальная служба. Тема очередного медиаклуба «АСИ – Благосфера» — «Тиражирование идей или плагиат».

Фото: 浮萍 闪电 / Unsplash

По данным опроса Ассоциации «Все вместе», 74% НКО считают, что проблема плагиата в третьем секторе существует, а 67% с ней сами сталкивались. При этом многие люди в секторе говорить на эту тему пока не готовы.

«Плагиатом НКО называют «примерно все»: начиная от похожих идей и заканчивая полным копированием материалов с сайтов или заявок на гранты. Это любое действие с авторским контентом, которое совершено без согласия и предупреждения», – объясняет Алиса Малова, исполнительный директор Ассоциации «Все вместе».

Что сказано в законодательстве

Понятие «плагиат» упоминается в ст. 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав») и используется как синоним присвоения авторства.

«Плагиат всегда расценивается как умышленное действие. При этом речь идет о нарушении личных авторских прав. Это не про коммерческое использование или имущественные составляющие», – говорит Алла Мишутина, главный юрист юридической фирмы «Ай Пи Про».

Мишутина выделяет три основные формы плагиата: это полное копирование чужого контента без указания автора, использование фрагментов произведения и ситуация, когда не указан соавтор.

Но не все случаи, которые НКО расценивает как некорректное использование ее контента, можно назвать плагиатом.

«Сама по себе идея авторским правом не охраняется. Охраняется конкретное выражение. Любой проект нужно разложить по полочкам и выделить те объекты, которые хочется защитить авторским правом. Если есть возможность что-то запатентовать, лучше это сделать», – продолжает юрист.

Когда НКО публикует методички, инструкции или другой контент, лучше всего сразу прописывать правила цитирования, оформления ссылок и копирования. Но если спор перейдет в судебную плоскость, все равно придется доказать свое авторство.

Логотип организации лучше регистрировать как товарный знак, а истории подопечных оформлять, добавляя водяные знаки, – это единственная возможность защитить их от копирования мошенниками.

Каким бывает плагиат грантовых заявок

Копировать можно не только контент и проекты, но и заявки на грантовые конкурсы.

У Фонда президентских грантов есть CRM-система, которая анализирует заявки за все годы работы. Она выявляет повторы, в дальнейшем они обсуждаются на специальном внутреннем совещании. После него фонд выставляет внутренние оценки и репутационные отметки.

«Одна из форм копирования, которую мы не любим и очень легко вычисляем, – шаблонные заявки. Например, какое-нибудь туристическое агентство предлагает районным обществам инвалидов подать заявку на конкурс с туристическим проектом: и делает шаблон заявки, который им рассылает. Такой шаблон мы считываем легко», – приводит пример Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов.

Бывает, НКО отправляют свою заявку коллегам по сектору, а те копируют ее, меняя несколько слов. Это тоже замечают сразу : речь не только об информации, которая есть в открытом доступе (краткое описание, цели, обозначение социальной значимости), но и о данных, которые нельзя найти в интернете (календарный план, расчет бюджета и т.д.).

Поиск плагиата: CRM-система и жалобы

Если система показала, что процент совпадений больше 50, заявку приравнивают к плагиату. Такие заявки попадают в ручную выборку, во время которой сотрудники разбираются, кто и что позаимствовал.

Бывают случаи, когда в Фонд президентских грантов обращаются сами НКО и говорят о плагиате. Как правило, в этих случаях речь идет о воровстве идей. Но если реализация, бюджет, календарный план и другие особенности в заявках отличаются – это не рассматривается как плагиат.

Фото: Sigmund / Unsplash

Даже если в Фонде президентских грантов посчитали, что жалоба не обоснована, она остается в истории. Все жалобы подвязываются к профилю организации в системе: их видно, когда принимается решение о поддержке заявленного проекта.

«95% жалоб, которые нам приходят, – это история про эмоции и конкуренцию внутри сектора. И даже нет смысла расстраивать организацию наличием жалоб на нее: очень часто это вообще ничего не означает. То, что жалоба остается в истории, порой даже хорошо для НКО: если мы видим новую волну жалоб, то сразу ясно, что у кого-то есть интерес их отправлять», – говорит Илья Чукалин.

Зачем Фонд президентских грантов делает часть заявок доступными для всех?

Открытость необходима, чтобы система распределения грантов была понятна, прозрачна для всех, объясняет Чукалин.

«Но важен порог. В первый год работы мы в открытой части также давали контактную информацию организации. И ее нам пришлось убрать, потому что грантрайтеры начали присылать НКО предложения написать им заявки. А изначально это тоже было про открытость», – объясняет генеральный директор Фонда президентских грантов.

В фонде уверены, что общая информация о проекте, которая есть сейчас в открытом доступе, не дает возможность полностью его скопировать: только дает общее представление о том, что делает организация.

Грантрайтеры, прошлые заявки и одинаковые названия

Фонд президентских грантов старается не поддерживать заявки, написанные грантрайтерами, потому что в итоге НКО часто не понимают, как их реализовать. Были прецеденты, когда организация даже не знала, что у них прописано в ключевых точках.

При этом НКО может перерабатывать свои прошлые заявки. Не обязательно их полностью переделывать, но дорабатывать и актуализировать надо.

К одинаковым названиям проектов Фонд президентских грантов относится спокойно.

«У нас есть комбинации со словами «доброе», «хорошее», «помоги». И в одном конкурсе даже могут победить несколько проектов с одинаковым названием, в этом нет ничего плохого. Это общеупотребительные фразы, которые есть в теме благотворительности», – объясняет Чукалин.

Нужен ли регулирующий орган

Единственное, что НКО могут сделать уже сейчас, чтобы справиться с плагиатом, — внедрять внутренние этические механизмы и выстраивать коммуникацию друг с другом, уверены эксперты.

«НКО думают о создании внутрисекторного регулирующего органа. Но у многих есть вопрос: а кто встанет у руля? У кого достаточно компетенций и кто сможет отнестись ко всем непредвзято? Необходимость есть, но как ее реализовать, пока непонятно», – говорит Алиса Малова.

Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике