Новости
Новости
28.02.2024
27.02.2024
26.02.2024
18+
Серии

Экономическая значимость НКО для регионов: изучаем рейтинг «Регион-НКО»

Как НКО вносят финансовый вклад в развитие территорий, где они работают.

Фото: Carlos Muza / Unsplash.com

В рейтинге «Регион-НКО», выпущенном в конце 2022 года, представлен ряд факторов, по которым оценивается работа благотворительных организаций.

Экономическая значимость НКО для региона – один из таких важных факторов. Рейтинг наглядно показал, что НКО могут вносить серьезный финансовый вклад в развитие территорий.

Основным драйвером проекта «Рейтинг “Регион-НКО”» в Общественной палате РФ выступила Комиссия по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. Рейтинг стал совместным продуктом Общественной палаты РФ, общественных палат субъектов РФ и Рейтингового агентства RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»).

«Наша комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора всегда ищет возможности для стимулирования развития сектора на федеральном уровне и в регионах, — рассказывает председатель комиссии Елена Тополева-Солдунова.

До недавнего времени у нас была колоссальная разница между регионами: где-то некоммерческий сектор хорошо развивался и получал поддержку властей, а где-то еле выживал при минимальной поддержке. А нам хотелось, чтобы различия были не слишком большими.

Чтобы к этому прийти, мы пробовали разные инструменты и методы. Лет пять назад начали проект «Регион-НКО», который имел две главные составляющие.

Во-первых, мы приглашали лучшие в плане развития НКО регионы в Общественную палату, они делились своим опытом, мы узнавали о секретах их успеха, точках роста, обсуждали трудности, давали рекомендации. Нам хотелось, чтобы НКО в других регионах могли пользоваться этой информацией. Презентации с этих встреч всегда появлялись в открытом доступе.

Во-вторых, мы сами выезжали в регионы, но уже не в успешные, а проблемные, чтобы понять, в чем причины отставания и как их преодолеть. Посещали местные НКО, усаживали всех за стол переговоров, говорили и с чиновниками, и с общественными палатами. А когда возвращались, готовили рекомендации по улучшению ситуации и направляли их в регион. Это все было полезно, но работа такая очень ресурсоемкая, штучная: трудно побывать везде, где есть проблемы».

Фото: Татьяна Васильева / АСИ

Постепенно родилась идея составления такого постоянного масштабного рейтинга. Инициативу поддержал первый заместитель руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко. Создание рейтинга взяло на себя Рейтинговое агентство RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»), которое уже тогда тоже делало свой рейтинг благотворительных организаций. Первый (пилотный) выпуск рейтинга увидел свет в ноябре 2020 года, затем рейтинг выходил ежегодно, самый свежий выпуск был представлен 2 ноября 2022 года на форуме «Сообщество».

В рейтинге представлены данные 85 регионов России. Первые 18 пилотных регионов после публикации рейтинга в 2020 году вышли на обсуждение результатов с Общественной палатой РФ, чтобы совместными усилиями начать улучшать показатели.

По итогам рейтинга в регионах страны постоянно проходят стратегические сессии, составляются дорожные карты. В тех регионах, где НКО совместно с представителями общественности и властных структур предпринимали меры по развитию сектора, результаты улучшились, отмечает Елена Тополева-Солдунова.

Как НКО вносят свой вклад в экономику региона

Фактор экономической значимости оказался одним из важных в рейтинге. Надо было посмотреть, какие средства приносят в регион СО НКО — в виде пожертвований, выручки от реализации услуг или товаров. На этот показатель влияет также и удельное количество НКО в регионе: чем их больше, тем больший вклад можно ожидать. Важным моментом в анализе экономических показателей было то, что при выведении итоговых значений делалась поправка на масштаб региона. Таким образом все субъекты РФ были поставлены в равные условия: оценивались не абсолютные цифры (количество НКО или их сборы/выручка), а относительные значения – число НКО на тысячу жителей, сборы/выручка НКО на тысячу рублей регионального бюджета.

«Общество интересуется вопросом экономического вклада НКО в развитие территорий уже давно, а в прошлом году в Минэкономразвития поставили задачу создания методики расчета этих показателей. Недаром благотворительную сферу называют третьим, некоммерческим сектором экономики, ведь НКО оказывают вполне серьезное влияние», — подчеркивает председатель комиссии ОП РФ.

Как рассказывает Евгений Мальцев, исполнительный директор Рейтингового агентства RAEX (ООО «РАЭКС-Аналитика»), по итогам последнего выпуска рейтинга, лидерами (10 крупнейших) по экономической значимости стали такие регионы, как Москва, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Республика Татарстан (Татарстан), Приморский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Калмыкия, Калужская область, Республика Хакасия и Московская область.

«Если лидерство по экономической значимости некоммерческого сектора таких регионов, как Москва, ХМАО, Татарстан, не вызывает вопросов ввиду их масштаба, то присутствие в десятке лидеров небольших (как по численности населения, так и по бюджету) субъектов, таких как Хакасия и Калмыкия, обусловлено исключительно их выдающимися достижениями в некоммерческом секторе, а не благоприятными факторами внешней макроэкономической среды.

Фото из личного архива Евгения Мальцева

Уникальный опыт именно таких регионов лег в основу методических наработок, которые стали базой при выработке дорожных карт развития регионов, подключившихся к инициативе развития некоммерческого сектора по итогам рейтинга “Регион-НКО”», — объясняет Евгений Мальцев.

Наиболее динамичными регионами с точки зрения экономической значимости (те, которые добились максимальных успехов с точки зрения роста позиций в рейтинге по этому фактору) оказались Республика Дагестан (рост на 60 позиций), Республика Калмыкия (+49), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (+47).

«Данные регионы демонстрируют значительный рост сборов и выручки НКО, — говорит Евгений Мальцев. — Например, в Дагестане — 25% рост сборов НКО (4,4 млрд рублей в 2021 году против 3,5 млрд рублей годом ранее), в Калмыкии – значительный рост выручки НКО, в ХМАО-Югре – кратный рост сборов НКО».

Взрывной рост замечен в Курской области: здесь сборы НКО выросли на 60%. Существенная динамика и в Приморском крае: с 30 места в первом рейтинге в 2020 году он поднялся на 24 место в 2021 году и уже на 18 место — в рейтинге 2022 года. Сборы НКО здесь были изначально 12 млрд рублей, теперь – 33 млрд рублей.

«Если региональные власти предпринимают реальные шаги, они смогут придать большее значение экономическому вкладу НКО», — замечает Евгений Мальцев.

Надо отметить,что экономическая значимость НКО для региона – это не только деньги сами по себе, хотя сборы некоммерческого сектора – основной ресурс. Это еще и вклад команды и волонтеров.

«Соревнование всегда вызывает азарт и желание победы»

Социологи отмечают, что в целом экономическое влияние НКО на регион, как ни удивительно, может быть довольно серьезным.

«Влияние некоммерческого сектора на экономику в ряде случаев не просто сопоставимо с коммерцией и госструктурами, но иногда даже превалирует в достижении тех или иных целей», — считает Евгений Мальцев.

И конечно, это ярко заметно в социальной сфере. Некоммерческий сектор, поясняет эксперт, отличается большей гибкостью и мобильностью в решении ряда задач. В то время как бизнес все же думает об извлечении прибыли, а государственные структуры находятся в жестких регламентных рамках, чрезмерно забюрократизированы и не могут оперативно реагировать на динамичные потребности.

«НКО часто оказываются спасательным кругом: даже не имея большого финансового ресурса, многие некоммерческие организации реально решают острые проблемы, к решению которых государство и бизнес могли бы приступить с недопустимой задержкой», — говорит Евгений Мальцев.

«Рейтинг – это некое соревнование, а это всегда вызывает у людей азарт, — замечает Елена Тополева-Солдунова. — Каждому хочется узнать, на каком ты месте и почему. А в некоммерческом секторе люди тем более неравнодушные, они болеют за свой регион. Если ты на низком месте, можно расстроиться и развести руками, можно просто как бы это не заметить, а можно начать что-то делать — сценарии могут быть разные. Даже одна организация может «раскачать» свою общественную палату, свой орган власти, разобраться, почему у ее региона низкое место в рейтинге, и начать вместе с ними менять ситуацию».  

Например, активность проявили НКО Смоленской области, и губернатор дал поручение поднять показатели области в рейтинге. Так место в рейтинге может послужить триггером, чтобы запустить изменения. И аргументом в дискуссии при отстаивании своей позиции.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике