В реестре социальных предпринимателей Москвы числится 287 предприятий. Одно из них — АНО «Катаржина». Его особенность в том, что в небольшом помещении 23 человека на окраине столицы занимаются сборкой и ремонтом инвалидных колясок активного типа, а также колясок для спортсменов и детей с ДЦП со всей России.
История названия
Все, кто видит вывеску перед входом в офис компании, сразу обращает внимание на название «Катаржина». По словам основателей фирмы, все началось с приезда в Россию Катаржины Прок — шведки, которая привезла программу реабилитации для людей с инвалидностью и методику производства колясок активного типа. Тогда, в 1990-е годы, никто не знал, что такой коляской можно самостоятельно пользоваться без посторонней помощи. Она компактная, маленькая, легкая, сделана из облегченных материалов — алюминия, титана, магния и разных стальных сплавов.
В итоге собралась группа единомышленников, которые и начали производство таких колясок уже в России. А компанию решили назвать в честь этой женщины, тем более что имя Катаржина похоже на русское имя Катерина.
«Но нас всегда отождествляли со словом “каторга” или “каторжане”, хотя труд реально каторжный: надо угодить каждому человеку, который будет пользоваться коляской, а это достаточно сложно. Нужно выслушать его проблемы, предпочтения, переговоры длятся по 2-2,5 часа», — рассказывает генеральный директор АНО «Катаржина» Андрей Елагин.
С 2014 по 2021 год предприятие активно поддерживал фонд «Наше будущее», выделяя беспроцентные займы на развитие бизнеса, покупку оборудования, сырья. Ежегодно в течение пяти лет компания получала по 5 млн рублей, а в последние два года — по 10 млн.
«Мастера делают коляски под конкретного человека»
Предприятие работает с 2005 года, благодаря его продукции люди с ОВЗ могут заниматься большим и настольным теннисом, фехтованием, баскетболом, бадминтоном, следж-хоккеем, танцами и даже единоборствами. Компания выпускает 1500 колясок в год. Более 50% сотрудников, в том числе генеральный директор, – люди с инвалидностью.
«Мы производим коляски активного типа, их особенность – маневренность, возможность самостоятельно двигать коляску, – рассказал Андрей Елагин. — Ведь костюм и обувь шьются по размеру, почему же люди с инвалидностью должны приспосабливаться к коляске? На нашем производстве мастера делают их под конкретного человека, а не человека приспосабливаем к ней».
По словам Елагина, у таких людей нет возможности передвигаться по-другому, поэтому коляска должна быть максимально приспособлена под конкретные нужды, удобная, дающая человеку право быть мобильным, независимым и активным.
«На колясках, которые мы производим, можно передвигаться самостоятельно, спускаться по ступенькам, преодолевать разные препятствия. Ребята даже ходили в экстремальные походы, — пояснил Андрей Елагин. — К примеру, переходили по маршруту Суворова в 2000 году, поднимались на Мак-Кинли, самую высокую гору Северной Америки, сплавлялись по горным рекам».
На предприятии производят и модели для спорта высоких достижений, в том числе для участников Паралимпийских игр, например, коляску «Пируэт». Этой моделью уже много лет пользуется федерация танцев на колясках, которая находится в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день спортсмены на таких колясках занимают ведущие призовые места на соревнованиях мирового уровня.
В засимости от потребностей человека цена на коляску варьируется — от 80 тысяч рублей до полумиллиона. Разные модели уходят в разные города России.
«Доставка коляски в Республику Саха может стоить больше, чем сама коляска. Коляски отправляем даже в юрты, куда могут долететь только вертолеты. Был случай, когда на санях довозили», — вспоминает социальный предприниматель.
Платит за коляски в основном государство, Фонд социального страхования или соцзащита, спортсменам их покупают спортивные клубы или федерации.
Есть три способа получения такой коляски:
- Через конкурсы или аукционы, когда регионы проводят конкурсы — производитель участвует в них, если выигрывает, поставляет коляски нуждающимся.
- Компенсация, когда человек с инвалидностью приходит покупает за свои средства ту коляску, которая указана в индивидуальной программе реабилитации, и после этого предоставляет все платежные документы в обеспечивающий его орган — Фонд социального страхования или департамент соцзащиты. И ему покупку возмещают.
- Электронный сертификат на определенную сумму. Потратить эти деньги можно на какое-то конкретное изделие конкретного поставщика. Если на покупку желаемой модели коляски не хватает, человек может доплатить из собственных средств.
По мнению Андрея Елагина, третий — самый оптимальный вариант. Многие клиенты охотно пользуются этой возможностью, сертификат убыстряет покупку, и человеку не приходится ждать компенсаций месяцами.