Согласно предложенным поправкам, в рекламных материалах с семьями необходимо будет делать акцент на многодетных с тремя или четырьмя детьми, сообщает ТАСС со ссылкой на комментарий Дмитрия Гусева — первого замруководителя фракции «Справедливая Россия — За правду».
«Если мы хотим, чтобы у нас были многодетные семьи, то у нас это должно появляться во всех образах в телевидении, в рекламе, кино», — уточнил Гусев.
С каждым годом в России увеличивается число многодетных семей, по данным последней переписи населения их насчитывается 1,7 млн (больше 10% населения страны). Тем не менее только для 12% этих семей многодетность — это осознанный выбор.
«Мы считаем, это прекрасная инициатива и готовы ее поддержать всем сообществом, – говорит президент Центра помощи многодетным семьям «МногоМама» Алина Контарева. – Это будет социальное подтверждение, что семья – это хорошо, а многодетность – это интересная родительская задача и является нормальным. Поэтому важно транслировать подобную ролевую модель на широкую аудиторию».
Центр «МногоМама» имеет 137 тысяч подопечных семей, в которых воспитывается от 3 до 18 детей, по всей России. Контарева считает, что на тех, кто не готов создавать большую семью, подобная реклама не окажет никакого воздействия, «как реклама определенного автомобиля – пройдет мимо того, кто не планирует его покупать».
По мнению программного директора фонда «Дети наши», который занимается поддержкой благополучия детей, Светланы Строгановой, образ семьи из рекламы не отражает реальных проблем, с которыми могут столкнуться семьи в процессе воспитания детей (если, конечно, это не социальная реклама).
Но если «рекламе действительно под силу внушить людям, что многодетная семья — это легко и просто, тогда разочарования не миновать».
Фото: Ben Wicks/ Unsplash
Более уязвимыми в отношении влияния рекламы «идеальной семьи» могут стать мужчины. Ведь чаще именно мужчины уходят из семьи, не желая сталкиваться со сложностями быта многодетных. Если человек сам не видит реальных трудностей в процессе рождения и воспитания ребенка, ему гораздо проще внушить, что создание семьи – это легко.
«Если предположить, что реклама, естественно, вкупе с другими средствами внушения, подействует, то, наверняка мы получим именно отложенный эффект — увеличение числа неполных семей», — считает Строгонова.
Также, по словам эксперта, идеализированная реклама многодетности может привести к травле детей, воспитывающихся не в многодетных семьях. Даже сейчас в общественном сознании живет стереотип о том, что если в семье только один ребенок, он вырастет эгоистом, так как ему будет не о ком заботиться. С ростом количества подобной рекламы такой стереотип может принять новые формы. Например, «если по телевизору будут транслировать не только идею, что многодетность — это хорошо, но и добавят, что обратная ситуация — осуждается, то, думаю, можно ждать как минимум еще одного повода для буллинга в школе. Дети очень восприимчивы».
В условиях некорректной рекламы многодетности с осуждением со стороны общества могут столкнуться и бездетные пары.
«Многие бездетные семьи постоянно находятся под давлением вопросов «Ну, когда же?». Часто получается, что потребность иметь ребенка становится идеей фикс, и уже не совсем понятно, это собственное желание или оно продиктовано навязчивой рекламой?
Супруги, один из которых не может иметь детей, очень часто находятся в водовороте деструктивных чувств и эмоций, подчас непонятного происхождения. Конечно, это давление может привести к осложнению внутрисемейных отношений. Так называемое биосоциальное «надо», и вот — гармоничная пара уже стоит на грани развода лишь потому, что их признали «неполноценными», — считает психолог Сети взаимопомощи женщин ТыНеОдна Лидия Каганова.
Стоит также отметить, что «есть «риск» получить обратный эффект: повсеместно используемый образ многодетной семьи люди могут просто перестать замечать. Потому что они не будут себя с ним отождествлять», – замечает Светлана Строгонова.
Эксперты считают, чтобы популяризировать многодетность в России, простой рекламы недостаточно. Здесь требуется серьезная перестройка социальной сферы, создание благоприятной экономической и психологической обстановки в стране, а также улучшение мер социальной поддержки.
«Вопрос тут, как мне кажется, совсем не в том, чтобы показать красивую картинку, а в том, чтобы сделать ее достижимой. И в этом, конечно, реклама не помощник. Люди не рожают больше детей не потому что не знают, что так можно, а потому что понимают, что не могут себе этого позволить», — говорит Строгонова.
Фото: Sandy Millar / Unsplash
«Создание положительного образа многодетной семьи в сочетании с мерами поддержки больших семей, помогут постепенно решить вопрос демографии в нашей стране», – заявляет Алина Контарева.
Как показывают демографические исследования, многодетные испытывают финансовые трудности чаще, чем семьи с одним или двумя детьми. «Именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни», – считает Лидия Каганова.
Среди многодетных семей 37,7% считаются малоимущими, среди семей с двумя детьми таких 16,4%, а среди семей без детей — всего лишь 2%.
Проблемы, связанные с низкой рождаемостью требуют более глубокого подхода. Тем не менее, решение заводить детей, создавать большую семью – личное дело двоих. И в этом вопросе не стоит опираться на общественное мнение либо рекламные кампании. «Думаю, пора перестать обращать внимание на косые взгляды окружающих или на их склонность видеть в многодетных родителях героев или мучеников, а в бездетных парах — бесполезных членов общества», — говорит Лидия Каганова. Каждый выбор имеет право на существование.