Во время дискуссии эксперты обсудили, что уже в самом названии сессии — «Женщины в фокусе: равенство, лидерство, баланс?» — есть противоречие, поскольку оно как бы предлагает выбрать что-то одно из списка, хотя это невозможно.
Независимый директор и лидер сообщества «Женщины в советах директоров» Елена Речкалова заявила, что женский вопрос стоит в двух из трех блоках концепции ESG — в корпоративном управлении (G) и в социальном аспекте (S). При этом, по словам Речкаловой, тема представленности женщин во всех сферах жизни — это не социальный вопрос, а экономический.
Женщины — это половина экономики. Согласно приведенной Еленой статистике, женщины контролируют 80% потребительских расходов, то есть являются заказчиками мировой экономики.
«Женщины — ресурс экономики. Продвижение женщин и отказ от вредных паттернов и стереотипов — инструмент роста бизнеса и ВВП», — заявила Речкалова.
Елена Брусилова, президент группы компаний «Медси», рассказала, что медицинская отрасль сильно пострадала за последние три года. Сначала на мир обрушилась неизвестная ранее инфекция COVID-19, произошло массовое выгорание врачей, а теперь, с началом СВО, произошли новые изменения, появились новые проблемы.
«Женщина вообще обладает защитной функцией. А в условиях такой сложной геополитической ситуации ее протекторские качества обостряются — ей нужно защитить не только семью, но и свою компанию, команду», — рассказала Брусилова.
Социальная ответственность женщин в среднем всегда выше, чем у мужчин. Справляться со всеми обязанностями во многом помогают природные данные — эмоциональный интеллект, развитые soft skills и стрессоустойчивость. Это еще один показатель того, почему женщина-лидер способна управлять компанией не хуже мужчины.
Жанна Томашевская, управляющий партнер Tomashevskaya & Partners, считает, что на сегодняшний день женщины, совмещающие сразу несколько ролей — матери, главы компании, хранительницы очага и просто личности с собственными интересами — действуют скорее вопреки себе.
Это подтверждает Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда «Наше будущее». Юлия рассказала об исследовании, которое проводил фонд совместно с группой ЦИРКОН, посвященном портрету социального предпринимателя.
Оказалось, что более 70% из них — женщины, причем успешные, образованные, замужние и с детьми.
По словам Томашевской, идеальная ситуация — это когда подвига в деятельности женщины нет, а не когда она «на коне, с мечом и детьми подмышкой».
Для этого необходимо создавать различные экономические стимулы внутри компаний. Например, давать женщинам раз в месяц выходной, чтобы они сводили детей в зоопарк, и не списывать их со счетов, когда они уходят в декрет.
«Надо объяснять работодателям, что отпускать женщин в декрет — это не дорого, а, наоборот, дешево и продуктивно для компании. Через пару лет она вернется и продолжит эффективно работать — это куда лучше, чем нанимать на ее место мужчину, которого придется погружать в процессы компании с нуля», — считает Жанна.